Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Море связи - с подводными течениями - ЭиВ N 23 (560)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Море связи - с подводными течениями
No. 23 (560) 27.06.2005
Борис УШАКОВ
Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман (на снимке) надеется, что `Стратегия развития и использования информационно-коммуникационных технологий в РФ до 2010 года` будет принята Правительством РФ уже летом 2005 года



На очередную версию стратегии поначалу мало кто обратил внимание: в России немало принимали федеральных программ, которые потом не выполняли. Да и в Мининформсвязи РФ проект стратегии не очень-то любили обсуждать публично. Однако ход ее реализации затронет интересы слишком многих. Особенно ее первых три раздела, где говорится об инфраструктуре связи, совершенствовании госрегулирования в области телекоммуникаций и конверсии радиочастотного спектра.

Серьезным тормозом для развития беспроводных технологий является дефицит частот, на которых могли бы работать передающие устройства. Он образовался, потому что оборонный сектор зарезервировал для себя слишком широкие полосы радиочастотного спектра: 90% от тех диапазонов, которые используют в мире для передачи голоса, изображения и данных. Это втрое больше, чем позволяют себе коллеги из структур национальной безопасности западных стран.

Причем российские военные вели себя, как собака на сене: сами не использовали многие частоты и в гражданский сектор не передавали. Лишь недавно они согласились поделиться, правда с набором оговорок и обещаниями заняться модернизацией имеющегося оборудования, которое можно было бы применить по двойному назначению, включая предоставление услуг населению и корпоративным клиентам. Тем не менее Л. Рейман считает эти уступки значительным шагом вперед. Ведь, во-первых, удалось договориться с оборонными ведомствами о критериях оценки эффективности использования выделенных ресурсов. А во-вторых, подойти вплотную к конверсии радиочастотного спектра России.

И здесь встает вопрос о доступе к дополнительным частотам для компаний сотовой и спутниковой связи, для тех, кто занимается сетями абонентского доступа, радио- и телевещанием. Говорят, стратегию не зря обсуждали без особой огласки: ведь основная часть дополнительных частот заранее негласно распределена. Этому способствует то, что значительные ресурсы Мининформсвязи РФ собирается отдать под сети, которые призваны обслуживать государственные нужды.

Другой аспект, имеющий значение: Л. Рейман добивается присвоения особого статуса ИТ-паркам. До этого у Л. Реймана вышла короткая, но жаркая стычка с Минэкономразвития РФ. Она возникла из-за того, что Мининформсвязи РФ попыталось создать особый режим для всей индустрии создания программного обеспечения в России. По сути, предлагали каждому такому предприятию предоставить нечто вроде статуса свободной экономической зоны. Потому соответствующие поправки представители министерства попытались протащить в законопроект об особых экономических зонах. Однако доводы чиновников от связи чиновникам от экономики показались неубедительными, и поправки с треском провалились.

Теперь предстоит очередной раунд борьбы - за то, чтобы можно было придать компаниям, разрабатывающим ПО, вид технопарков. И здесь гораздо больше шансов на успех: по крайней мере идеология ИТ-парков с ними совпадает. Ведь речь идет о пополнении госбюджета за счет инноваций и высоких технологий. Для сравнения: доля ИТ-клубов (комплексы отраслей, связанных с обработкой информации) в совокупном ВВП западных стран не ниже 15%. А в России она не превышает 4-5%, что меньше, например, доходов от экспорта атомной энергетики в полтора раза.

В Мининформсвязи РФ рассчитывают, что предложенные меры создадут предпосылки уже к 2010 году увеличить обороты российской ИТ-отрасли по отношению к 2003 году более чем впятеро. Таким образом Россия войдет в тройку лидеров на мировом рынке экспорта ИТ-услуг. Создание технопарков представляется чуть ли не ведущим приводом в механизме реализации этих планов. Ведь во всем мире ИТ-парки дают до 60% инноваций в информтехнологиях.

Программа разделена на три этапа. В 2005 году намечено создать нормативно-правовую базу. На это чиновники запросили 395 млн руб. На втором этапе (2006-2007 гг.) - создать инфраструктуру (еще 11,39 млрд руб.). На третьем (2008-2010 гг.) - открыть собственно технопарки (6,45 млрд руб.). Предполагается также создание фонда совместного инвестирования в перспективные разработки и предприятия ИТ. Уже сейчас ряд мировых венчурных фондов подтвердил свое желание работать в России в сфере ИТ.

Мининформсвязи РФ наметило пилотные проекты по созданию ИТ-парков в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Московской области и в Петербурге с предполагаемым экспортом продукции в США, страны ЕС и Японию. Первый из них появится, по-видимому, в Московской области.

Правда, есть тут одно любопытное обстоятельство: государству в стратегии

Мининформсвязи РФ отводится роль координатора развития ИТ-парков. И эта функция поручается некоему центру, за которым скрывается само Мининформсвязи РФ, его специалисты формируют рабочие группы с пилотными регионами, занимаются процедурами присвоения статуса резидента ИТ-парка, участвуют в привлечении частного капитала для создания инфраструктуры и венчурного финансирования, формируют систему госзаказа и грантовой поддержки совместно с Минобразнауки РФ. Иными словами, закон еще не принят, а все командные высотки уже заняты. Кому достанется основная часть выделяемых бюджетных средств в таком случае? Ответ очевиден.

Заметим, что в Мининформсвязи РФ уже давно привыкли к ходам конем. Вспомните, как недавно общество было взбудоражено инициативой ввести плату за звонки с городских стационарных телефонов на мобильные трубки с конца 2005-го - в начале 2006 года. Идея заведомо абсурдная, потому что это - первый шаг к `повременке`, к которой не готовы в первую очередь в бюджетных организациях, включая оборонные и силовые структуры. Потому соответствующие поправки в законопроекты как увеличивающие расходы бюджета вряд ли пройдут через Госдуму.

Смысл инициативы в другом - поднять волну, на гребне которой будет легче протащить очередное повышение тарифов. Понятно, что на 230-250 руб. в ФЭК не согласятся. Однако, по неофициальным данным, телекомы устроит и планка гораздо ниже этого уровня. Вопрос в том, как считать затраты.

В Мининформсвязи РФ хотят отказаться от перекрестного финансирования: сегодня убытки от местной телефонии покрывают за счет доходов от междугородной и международной связи. Ведь реальная стоимость соединения дальней и местной связи мало отличается между собой. Столь чудовищная разница в стоимости обычных и междугородных звонков, как в РФ, должна с лихвой компенсировать убытки. Перекрестное финансирование на самом деле выгодно связистам. Проблема в другом: в выходе на рынок провайдеров компьютерной телефонии, которая подкотирует цены на проводную связь. И в качестве альтернативы роста цен на сервис операторов электросвязи, безусловно, будут приняты меры по дополнительному регулированию рынка IP-услуг. Иными словами, по очередному обрезанию крыльев конкурентам телекомов, из-за которых предприятия электросвязи были вынуждены в 2004 году снизить междугородные тарифы в среднем на 18%. А ФЭК позволил поднять тарифы на местную связь по РФ только на 20% (что, кстати, гораздо выше уровня инфляции).

Все это лишний раз доказывает, насколько внимательно следует подходить к тем законодательным инициативам, которые выдвигает Мининформсвязи РФ под предлогом содействия инновациям и создания инфраструктуры для развития новых технологий.
Другие материалы рубрики
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
29.09.08Ритейл заводит новые связи
29.09.08Коротко
11.08.08Виртуальные гонки за клиентами
Модернизация клиентоориентированных приложений и систем управления базами данных - условие для выживания банков на рынке
11.08.08Коротко
28.07.08Коротко
28.07.08Конкуренция компромиссов
28.07.08Где найти новые знания
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru