С начала года петербургский металлорынок живет в достаточно нервном режиме.
И даже сейчас, когда начался традиционно высокий период, крупнейшие торговцы металлопрокатом с осторожностью комментируют планы на будущее
По сравнению с прошлым летом, когда ведущие трейдеры демонстрировали уверенность в будущем и стремление расширять свои позиции, ситуация изменилась весьма заметно. Год назад, когда цены на металлы всего за несколько месяцев выросли на 50-100%, оптимизма было заметно больше.
Сети против независимых трейдеров
За последние годы российская торговля прошла классический путь развития - от любви до если не ненависти, то весьма усложнившихся отношений между производителями и продавцами. Первая стадия формирования рынка пришлась на `героическую эпоху`, когда на смену развалившейся советской системе снабжения пришли первые независимые трейдеры.
Для некоторых металлургических предприятий, руководство которых оказалось не в состоянии самостоятельно наладить сбыт, эти компании оказались настоящими спасителями, обеспечив приток `живых` денег и отведя от гигантов индустрии угрозу полного краха. На тот момент именно продавцы были истинными хозяевами рынка. Гибкость, энергия, оперативность позволяли им выстраивать свои схемы взаимодействия с покупателями, в которых собственно производства выполняли свою функцию лишь на первом этапе, когда нужно сделать и отгрузить товар, все остальные этапы контролировали трейдеры.
Перемены начались с формированием крупных финансово-промышленных структур, вбиравших в себя и ведущие металлургические и трубные комбинаты. Классическим примером можно считать произошедшее в конце 2004 года слияние Челябинского трубопрокатного завода с Первоуральским новотрубным заводом, случившееся после приобретения ЧТПЗ контрольного пакета акций ПНТЗ. В июне 2005 года ЧТПЗ начал размещение первого в своей истории облигационного займа, что традиционно считается показателем зрелости компании, выхода на новый уровень бизнеса. Одной из черт крупных производственных структур нового типа стало сосредоточение всей бизнес-цепочки в своих руках, что предусматривало, в частности, и построение собственных дилерских сетей. Это логично породило конкуренцию между вчерашними союзниками.
Вслед за чисто рыночным соперничеством начала сказываться и война эмоций. Ревность, с которой относятся к новичкам независимые трейдеры, вполне обоснована: компании, за спиной которых стоят ведущие производители, имеют очевидные преимущества.
Результаты маркетинговых исследований показывают, что сегодня более половины российского рынка металлопроката контролируют около 15 крупных компаний. Еще пять лет назад в лидирующей группе практически все позиции занимали независимые участники рынка. На сегодня они удерживают первенство - в лидерах такие компании, как `Инпром`, `Металлсервис`, `Сталепромышленная компания`, `Дипос`, но, вместе с тем, идет очевидное перераспределение сфер влияния в пользу фирм, принадлежащих ведущим производителям.
Имена последних на слуху. Это торговый дом `Евразхолдинг`, трейдер Магнитогорского меткомбината `Магма Трейд`, входящее в группу ЧТПЗ ЗАО `Метрис`, торговый дом `Мечел` и представляющая `Северсталь-групп` фирма `Северсталь-инвест`. Следует также упомянуть отстающие от лидеров сбытовые подразделения Новолипецкого меткомбината и относительно недавно открывшееся в России представительство немецкого сталелитейного холдинга ThyssenKrupp AG. Пока его влияние на рынке невелико, но едва ли стоит думать, что немцы удовольствуются малым.
Скучно не будет
Есть ли на стороне независимых металлотрейдеров какие-либо реальные преимущества? Есть, говорят практически все участники рынка и в качестве главного козыря называют опыт. Сегодня это означает не только слаженные коллективы и наработанные годами клиентские базы. Наличие опыта подразумевает и глубокое понимание клиентских предпочтений не только текущих, но и будущих и готовность их удовлетворять.
Продавцы отмечают, что уровень спроса растет, клиенты проявляют интерес не только к самим поставкам, но и к дополнительным услугам, начиная от логистики и заканчивая сервисом, к примеру, технической сертификацией качества товара. Все это требует и компетенции, и серьезных вложений в оборудование и транспорт. Независимые трейдеры налаживали свои структуры постепенно, новичкам рынка требуются крупные и, что более существенно, долгосрочные инвестиции, которые в условиях демпинговой политики сможет позволить себе далеко не каждая крупная компания. В условиях, когда рентабельность бизнеса снижается, прогнозировать быстрый возврат вложений не приходится.
С другой стороны, если падение спроса на металлоизделия из-за снижения оплаченного покупательского спроса будет значительным, по независимым трейдерам это ударит, как минимум, столь же сильно, сколь и по дилерским сетям. В этом случае начнется настоящая гонка на выживание, призом для уцелевших в которой станут основные ресурсы партнера - клиенты и сотрудники.
Будет ли продолжаться снижение спроса, станет ясно из динамики важных для отрасли показателей - цен на мировых рынках и состояния строительного комплекса, традиционно являющегося одним из крупнейших потребителей на металлорынке. Пока аналитики рынка металлопродукции прогнозируют падение мировых цен, стартовавшее в начале года. Оно, по некоторым данным, будет максимальным к концу нынешнего лета.
Что касается дилерских сетей, то они уже некоторое время назад обозначили намерение бороться за рынок любой ценой: выразилось это в расширении ассортимента ведущими сбытовиками за счет продукции производителей металла - конкурентов материнских компаний.
Увеличивают свои рыночные ниши и некогда специализированные компании. Так, постепенно расширяют присутствие на региональном рынке металлопроката крупнейшие труботорговые компании Петербурга, прежде всего - `ТИРУС Северо-Запад`, `Балт-Трейд Руструбпром`, `ХимМаш-Металл СПб`. В чем сходится большинство прогнозов, жесткая конкуренция на рынке не означает, что передел произойдет быстро. Несмотря на очевидное сближение подходов к ведению бизнеса различных компаний, у каждой в любом случае есть собственные ноу-хау, которые обеспечивают немалый резерв прочности. Это касается и всероссийских операторов, и региональных лидеров рынка. Одни предпочитают привлекать клиентов выгодными финансовыми предложениями, другие - сервисом, третьи умеют эффективно минимизировать издержки или вступать в альянсы. Скучно не будет, это точно. |