Смена президента ОАО `РЖД` - не рядовое событие. Оно не только повлечет за собой кадровые перемены в компании, которые, не исключено, коснутся и филиала ОАО `РЖД` - Октябрьской железной дороги. Речь идет о прокладке нового курса развития важнейшей отрасли экономики России
В компании было несколько группировок, которые сложились вокруг вероятных претендентов на место главы компании. Лавры достались той, которую называли молодыми реформаторами. Именно эти менеджеры сразу же сделали ставку на Владимира Якунина, перешедшего с поста замминистра транспорта РФ на должность первого вице-президента ОАО `РЖД`.
Та целеустремленность, с которой В. Якунин строил карьеру сначала в Петербурге, а затем в Москве, заставляет предположить, что нынешний пост - не самая главная ее вершина...
Со сменой руководителя ОАО `РЖД` наступает новая эпоха в развитии компании: при Геннадии Фадееве были расчищены авгиевы конюшни, оставшиеся в наследство от бывшего Министерства путей сообщения, которое было государством в государстве - громоздкой, затратной и экономически неэффективной структурой.
Реструктуризация поставила железнодорожную отрасль на рыночные рельсы. И в этом смысле Г. Фадеев был прав, когда, получив орден `За заслуги перед Отечеством` IV степени, сказал, обращаясь к своему преемнику: `Вы принимаете компанию на хорошем ходу, есть все предпосылки, чтобы поднять планку.`
И все же российскими стальными магистралями при Г. Фадееве управляла команда производственников, хорошо знавших, как формировать составы, чтобы локомотивы ушли по нужному направлению. Но она так и не смогла перевести стрелки на инновационный путь развития. Кроме того, в последнее время в ОАО `РЖД` стали возрождаться дурные привычки МПС - частная компания пожелала вернуть себе часть функций, которые должны оставаться у государства. А государство не хочет, чтобы представители бизнеса вмешивались в госполитику...
В этой ситуации новому главе ОАО `РЖД` придется лавировать между Сциллой и Харибдой: с одной стороны - жернов общенациональных задач, перемалывающий часть ресурсов компании, с другой - маховик прибыли акционерного общества, который нужно постоянно раскручивать, чтобы не свалиться в финансовую бездну. А за спиной - старая гвардия управленцев, у которых специфические взгляды на реформу и свои давно сложившиеся производственные интересы.
Предстоит тонкая фильтрация кадров, смысл которой в том, чтобы концентрировать финансовые и инвестиционные потоки, распыленные сегодня среди множества департаментов, в единый пул и передать контроль над ним эффективным менеджерам, способным вести переговоры со стратегическими партнерами. Реформа должна перейти от стадии технико-экономического обоснования к бизнес-плану. Предстоит жесткое бюджетирование компании в рамках поставленных государством задач.
Можно только приветствовать приход в ОАО `РЖД` президента-государственника. Вопрос в том, что именно хочет сделать государство со стальными магистралями. И не увязнет ли в конце концов активность нового руководства в традициях стрелочников и диспетчеров не спорить с начальниками, а тихо спускать их решения на тормозах или загонять в тупик. |