В компании `Транссфера Интернэшнл` считают, что для развития логистического сервиса предпринимателям не надо ничего просить у государства. Потому что у государства - свои задачи, а у транспортных компаний - свои. И в какие бы геополитические рамки ни пытались втиснуть бизнес, он все равно вырулит туда, где ему удобнее
Скажем, можно приписывать различные функции Петербургскому транспортному узлу. Но реально его ценность в том, что он является промежуточным звеном между европейскими центрами дистрибуции и Москвой, откуда дирижируют основными экспорт-ными грузопотоками страны. Кроме того, Московский регион - крупнейший в РФ рынок сбыта, что притягивает к нему и импортные грузопотоки, которые следуют как через Петербург, так и через порты Финляндии и стран Балтии.
Как бы ни стремились в Петербурге осадить в городе основную часть всех этих грузопотоков, все равно объективно грузовладельцы будут стремиться к промежуточной перевалке, в лучшем случае за чертой мегаполиса. Главная проблема города связана с тем, что морской порт расположен поблизости от его центра, и даже в дальней перспективе его будет крайне сложно потеснить оттуда. Аналогично и с железнодорожной инфраструктурой, которая занимает огромные территории мегаполиса и перерезает значительную часть автомагистралей. Поэтому Петербургу еще долго придется мириться с пробками на дорогах, а транзитный бизнес будет постоянно ощущать дискомфорт и искать варианты, как вырваться из инфраструктурных тисков.
Однако это не означает, что в Петербурге не будет развиваться логистический сервис. Он уже развивается. Только не совсем так, как этого хочется чиновникам. В частности, никто из грузовладельцев не спорит, что с точки зрения географии для построения экспортно-импортных цепочек удобнее пользоваться российскими морскими портами. И вроде бы все участники рынка стараются создать условия для того, чтобы туда шли основные товаропотоки РФ. На практике же, как замечают руководители компании `Транссфера Интернэшнл`, получается постоянная головная боль: в любой момент груз может остановиться в пути. То вовремя не подали вагоны, то не подошло судно, то `контролеры` нашли несоответствие в документах на груз ведомственным инструкциям... Разобраться, кто виноват и в чем причина простоев, нередко невозможно: каждая из сторон винит другую...
По той же причине остается нереализованной идея превратить Петербург в подобие `хаба` (накопительно-распределительного узла) для транзита по Транссибу. Теоретически иностранные грузовладельцы понимают, что такой маршрут может им сэкономить около 10 дней при доставке евроазиатских грузов. На деле это не получается. И ни один экспедитор не может понять, почему магистраль не работает без сбоев...
Неудивительно, что объемы оказанных логистических услуг в Петербурге пока остаются незначительными. Но если раньше большинство грузовладельцев стремились перевозить свои товары сами, то сегодня многократно возрос спрос на сервис профессиональных экспедиторских компаний. В свою очередь это порождает тенденцию к их укрупнению. Другая отличительная черта - расширяющаяся потребность в качественном складском сервисе. Крупные операторы вынуждены строить свои склады. Компания `Транссфера Интернэшнл`, например, возводит склад в районе Ручьев. Первая очередь - 3 тыс. квадратных метров.
Это заставляет развивать складской бизнес и ОАО `Лиговское`, связанное с петербургской `Внешнеторговой фирмой `Фудлайн`, которая учредила компанию `Терра логистика СПб`. Ее основная задача - оказывать складские услуги партнерам по бизнесу, среди которых есть поставщики продуктов питания. Как в компании нашли средства на строительство крытого склада площадью 56,6 тыс. квадратных метров на 12 тыс. палето-мест, остается загадкой.
Тем не менее владельцы склада надеются быстро рассчитаться с долгами, как только начнут эксплуатировать его по полной программе. Предполагается, что на складе колесными погрузчиками могут одновременно обслуживать по 16 автомашин. В дальнейшем для штабелирования грузов в 6 ярусов предполагается использовать рельсовые погрузчики. Микроклимат должен поддерживаться потолочными сплит-системами, а учет движения грузов вводится компьютеризированный.
В ближайших планах - создание второго склада покрупнее в районе МКАД, для управления которым появится компания `Терра логистика Москва`. Как видим, структурирование бизнеса в сфере логистики оптовых продавцов продовольствия еще раз подтверждает точку зрения менеджеров компании `Транссфера Интернэшнл` на ту роль, которую отводит бизнес Петербургскому транспортному узлу. |