В Великом Новгороде впервые прошел конкурс дизайнерских проектов `Самый новгородский сувенир`. Объявленный в начале туристического сезона, он был задуман как поиск новых художественных идей для раскрутки брэнда `Великий Новгород - туристический центр России`. От дизайнеров ждали оригинальных предложений, за реализацию которых с интересом бы взялись местные предприниматели, занятые в производстве товаров с новгородской символикой. Однако итоги конкурса не оправдали ожиданий ни участников, ни организаторов. Из 95 работ, представленных на суд жюри 45 авторами, новизной идеи отличались единицы
Ничего принципиально нового участники конкурса не предложили: искусно сделанные работы в стиле батика, керамическая и резная деревянная посуда и изделия из бересты, украшения и обереги - давняя и уже порядком поднадоевшая тема сувенирных лавок не только в Великом Новгороде, но и во многих других российских городах. Как нечто необычное был отмечен `Новгородский горшок` Веры Коневой с включением подлинных керамических кусочков, найденных на Троицком раскопе в слоях XII века в Великом Новгороде.
На `круглом столе`, посвященном вопросам воплощения дизайнерских решений в бизнес-проектах, изделие Веры Коневой было предложено для тиражирования. Однако приглашенные к обсуждению темы предприниматели весьма осторожно отнеслись к подобной идее.
По мнению большинства из них, рынок сувенирной продукции требует серьезных маркетинговых исследований. Многие предложения давно уже устарели и не находят покупателя. Да и само понятие `сувенир` в его привычном значении `памятной, но часто бесполезной вещицы` должно быть пересмотрено. Рынок сувениров, так же как и все другие рынки, подвержен серьезным колебаниям, и устоять на нем сегодня может только качественная, востребованная, современная продукция, обеспеченная серьезной рекламой. Время матрешек и валенок проходит. Турист хочет покупать практичные красивые вещи, за которые не жаль потраченных денег.
Новгородские предприниматели считают, что настоящим новгородским сувениром в принципе может стать любая качественная продукция местных товаропроизводителей - от традиционной медовухи (а почему бы ее не разливать в бутылки?) до одежды и мебели. Важно только, чтобы эти вещи были соответственно упакованы и продвинуты на рынке в рамках единого новгородского брэнда как истинно новгородский продукт, имеющий свою историю, миф или `легенду`. Тогда Великий Новгород будет ассоциироваться не только с древним кремлем и стоящими возле его стен рядами мастерских ремесленников, но и с высококачественной продукцией местных предприятий.
Многие из них давно уже выпускают продукцию, которую туристы покупают в качестве сувениров. Например, напитки ОАО `Алкон`, продаваемые под брэндом `Национальный подарок из России`, постельное белье `Крестецкой строчки`, валдайские колокольчики не первый год являются лицом Великого Новгорода. Недавно к ним добавились изделия из льна фирмы `Велен`, продукция кондитерской фабрики `Каскад`, мебель фирмы `Селиванов`.
Если приглядеться, в Новгородской области найдется немало предприятий, выпускающих замечательную продукцию. Важно сделать так, чтобы туристы о ней узнали и обязательно захотели купить. Может быть, в большом красивом магазине под названием `Самый новгородский сувенир`, которого пока нет в Великом Новгороде? Предприниматели обещали на эту тему подумать. |