Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Доходные отбросы - ЭиВ N 20 (557)
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Доходные отбросы
No. 20 (557) 06.06.2005
Александра ДОМИНА
Мусор во многих странах - весьма привлекательная для бизнеса сфера, которая может приносить реальные доходы. Для государства она убыточна - и в Европе в том числе, где дотируется из той части бюджета, которая выделена на экологию. Однако проблему рационального избавления от мусора европейские бизнесмены помогают государству решать весьма успешно. В нашей стране иные `мусорные` реалии



Мусор окружает Петербург

В Петербурге, как и в России в целом, практика обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) до сих пор приводит к росту полигонов и свалок. У нас сами жители не занимаются первичной сортировкой отходов. В Финляндии или Германии пластиковые, стеклянные и органические отходы обязательно раскладывают в разные мешки и в разные контейнеры, что во многом облегчает их дальнейшую переработку.

В России всегда считалось, что беспокоиться о мусоре не стоит, ибо свободных территорий, на которых можно захоронить отходы, много. Впрочем, в той же Германии жесткие законы, обязывающие немцев сортировать мусор, были приняты только в 1991 году, когда в стране возникла реальная проблема переизбытка отходов. Ситуация в Ленобласти сегодня такова, что если не изменить `мусорную` политику, кольцо полигонов вокруг Петербурга, по словам заместителя председателя Законодательного собрания Ленинградской области Андрея Нелидова, замкнется через 50 лет. Очевидно, что существующая система обращения с отходами с поставленной задачей не справляется.

В рамках `отходного` производства можно выделить два перспективных для бизнеса направления: мусороперевозки и мусоропереработка. Вывозом отходов с городских территорий занимаются несколько десятков лицензированных транспортных организаций. Но большая часть госзаказов (около 80%) приходится на долю ОАО `Автопарк N 1 `Спецтранс` и `Автопарк N 6 `Спецтранс`. `Спецтранс N 6` вывез 3,5 млн кубометров мусора из 6,5 млн кубометров, которые, согласно официальным данным, город произвел в 2004 году. На долю частных фирм заказов достается немного, а значит - и прибыли меньше.

У властей аргументы следующие. `На рынке должны быть крупные игроки, - говорит заместитель председателя Жилищного комитета администрации Петербурга Георгий Бардашев. - Спецтрансы N 1 и N 6 не повезут мусор в лес. У них достаточно прозрачная экономика, им нет смысла ловчить. А от `диких` перевозчиков, услуги которых дешевле, можно всего ожидать. Ведь есть сложившаяся на рынке цена, и если ее снижать, затраты не окупятся`.

Для перевозчиков-монополистов ситуация выгодная, хотя и они жалуются на необоснованность тарифов и превышение нормы накопления мусора населением. В прошлом году на каждого жителя Петербурга пришлось 1,62 кубометра отходов вместо запланированных 1,45.

`В Европе нормы нет, там человек платит за весь произведенный мусор по факту, - отметил на `круглом столе`, посвященном проблеме вывоза и утилизации мусора в регионе, исполнительный директор ООО `Спецмеханизация` Алексей Датов. - В Петербурге зафиксирован рост крупногабаритных отходов, нетехнологичных в уборке. Субсидии из бюджета в прошлом году составили 1,57 руб. на человека`.

Впрочем, если относиться к мусору не как к отходам, а как к сырью, то прирост - не проблема, а дополнительные ресурсы. Основных путей обращения с ТБО сегодня пять: сжигание, компостирование, термолиз (термическая обработка или пиролиз - сжигание без доступа воздуха), складирование и сортировка с последующим использованием вторсырья в производстве.

Дешевле всего обходится государству складирование мусора на свалках-полигонах. Но это - на первый взгляд. Емкость каждой свалки имеет предел, а эксплуатация полигона по всем правилам - дело дорогостоящее. Когда полигон закрывают, он продолжает оставаться опасным для окружающей среды еще 50-70 лет. На нем нельзя строить. Отводить под свалки нужно места с минимальным уклоном, с глинистым слоем, исключающим попадание токсичных веществ в грунтовые воды. Потому складирование - способ нерациональный.



Что производим,

то и выкидываем

На Западе сжигать и захоранивать мусор на полигонах - экономически нецелесообразно и экологически вредно, приоритетным направлением является мусоропереработка. С 1 января 2005 года в Европе запрещено захоранивать непереработанные отходы. В Германии из мусора извлекают несколько десятков наименований вторсырья и лишь 2% отбросов отправляют на захоронение.

Вопрос о переработке мусора в России стал актуальным, во-первых, в связи с тем, что в нашей стране стали возможны инвестиции на 5-10 лет. А мусоропереработка - бизнес низкорентабельный (10-15%). Чтобы вернуть деньги, вложенные в строительство высокотехнологичных комплексов, нужно, как минимум, 5-7 лет. Во-вторых, мусор сегодня стал `богаче`, чем раньше. В нем гораздо больше составляющих, пригодных для вторичного использования: макулатуры, цветных металлов, пластмассы...

Заводы, занимающиеся переработкой мусора в Петербурге и Ленобласти (ГУП `Завод МПБО-2` и ЗАО `Опытный завод`), производят только компост. В отличие от зарубежного продукта, петербургский компост загрязнен солями тяжелых металлов, стеклом и пластмассой и спросом не пользуется. ТБО на заводах не проходят сортировку, поскольку оборудование на них старое.

У предприятий, занимающихся производством на основе отходов, свои проблемы, например сырье. Многие фирмы платят деньги крупным торговым сетям и универмагам за право забирать у них макулатуру. Одна из петербургских компаний, перерабатывающая полиэтиленовые бутылки, вынуждена возить сырье из Москвы.

Отсутствие системы селективного сбора ТБО - основное препятствие для эффективности процесса мусоропереработки в Петербурге. По решению правительства на двух заводах уже проводят реконструкцию, и в этом году на них планируют запустить сортировочную линию. Правда, таким образом, большие возможности в сфере `мусорного` бизнеса опять будут сосредоточены на двух предприятиях. Мусоропереработка - не только прибыльная, но и наукоемкая отрасль. Технологий переработки ТБО на сегодня несколько. Некоторые звучат весьма многообещающе, например переработка мусора в синтетическую нефть или технология низкоплазменного сжигания (при котором фактически не выделяется вредных диоксинов). Обе, кстати, разработаны российскими учеными. Но строительство заводов с использованием этих технологий требует слишком больших затрат.



Выгоднее выкинуть,

чем переработать

Объемы производимых городом отходов таковы, что рано или поздно в Петербурге придется построить дорогостоящий мусоросжигающий комплекс. Предложения по его строительству в администрацию города поступают регулярно.

`Инвесторов достаточное количество, - рассказал Георгий Бардашев. - Австрийские, японские, немецкие, датские фирмы`. Как заявил на `круглом столе` начальник Комитета по природным ресурсам правительства Ленобласти Борис Прохоров, с предложениями о строительстве в комитет обращаются часто, `но, подсчитав все расходы, уходят и больше не возвращаются`.

Современное мусоросжигающее производство, построенное в соответствии со всеми требованиями экологии, - дело дорогое. Одно из последних предложений - завод с годовой мощностью в 300 тыс. тонн - стоит 175 млн евро. `Все упирается в деньги, которые надо возвращать, - пояснил Г. Бардашев. - Каков механизм возврата средств? Либо за счет бюджета, либо за счет тарифов`.

По мнению Андрея Нелидова, инвестиций в эту сферу нет по причине несовершенства законодательной базы: `Нет обеспеченности законом, нет программы, которая бы обеспечивала гарантии и права бизнеса. Даже если в городе появится мусоросжигательный завод, никто не может обязать специализирующиеся на утилизации компании сжигать мусор, а не сбрасывать его на свалки, что обойдется дешевле`.

Сейчас правительства Петербурга и Ленобласти совместно разрабатывают концепцию обращения с ТБО. Эту проблему город и область, по выражению А. Нелидова, `обречены решать вместе`, поскольку, согласно закону РФ, строительство мусороперерабатывающего завода на территории городских поселений запрещено, и свои отходы Петербург регулярно вывозит в область.

Однако пока речь идет лишь о модернизации двух имеющихся заводов да о выделении в Ленобласти места под новый полигон. Развитию рынка индустриальной переработки и использования отходов эти меры не способствуют.

У бизнеса свой взгляд на решение `мусорной` проблемы. Директор ГУП `Завод по МПБО-2` Константин Маловичко считает, что необходимо создать орган власти, который занимался бы отходами в целом - от их сбора до утилизации. Администрации Петербурга отводится роль заказчика, определяющего условия, стоимость и объемы работ. Выполнение их поручают бизнес-кругам. Администрация также должна сформулировать обязанности сторон и их ответственность за невыполнение договоренностей, сформировать экономически обоснованные тарифы. Сейчас услуги по вывозу мусора на 65% оплачивает население и на 35% - бюджет. Тарифы на переработку мусора в 9 раз ниже, чем на вывоз.
Другие материалы рубрики
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
23.10.06Производителям упаковки `дарят` 3 млрд евро
23.10.06Газ не отключат. А свет?
23.10.06Город. Ресурсы. Энергетика
21.08.06Великий Новгород зазеленеет
21.08.06Успеть бы до зимы
21.08.06Холодный дом,или Спектакль абсурда на вологодских подмостках
03.04.06Что значит для Петербурга реконструкция мусороперерабатывающих заводов
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru