Мусор во многих странах - весьма привлекательная для бизнеса сфера, которая может приносить реальные доходы. Для государства она убыточна - и в Европе в том числе, где дотируется из той части бюджета, которая выделена на экологию. Однако проблему рационального избавления от мусора европейские бизнесмены помогают государству решать весьма успешно. В нашей стране иные `мусорные` реалии
Мусор окружает Петербург
В Петербурге, как и в России в целом, практика обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) до сих пор приводит к росту полигонов и свалок. У нас сами жители не занимаются первичной сортировкой отходов. В Финляндии или Германии пластиковые, стеклянные и органические отходы обязательно раскладывают в разные мешки и в разные контейнеры, что во многом облегчает их дальнейшую переработку.
В России всегда считалось, что беспокоиться о мусоре не стоит, ибо свободных территорий, на которых можно захоронить отходы, много. Впрочем, в той же Германии жесткие законы, обязывающие немцев сортировать мусор, были приняты только в 1991 году, когда в стране возникла реальная проблема переизбытка отходов. Ситуация в Ленобласти сегодня такова, что если не изменить `мусорную` политику, кольцо полигонов вокруг Петербурга, по словам заместителя председателя Законодательного собрания Ленинградской области Андрея Нелидова, замкнется через 50 лет. Очевидно, что существующая система обращения с отходами с поставленной задачей не справляется.
В рамках `отходного` производства можно выделить два перспективных для бизнеса направления: мусороперевозки и мусоропереработка. Вывозом отходов с городских территорий занимаются несколько десятков лицензированных транспортных организаций. Но большая часть госзаказов (около 80%) приходится на долю ОАО `Автопарк N 1 `Спецтранс` и `Автопарк N 6 `Спецтранс`. `Спецтранс N 6` вывез 3,5 млн кубометров мусора из 6,5 млн кубометров, которые, согласно официальным данным, город произвел в 2004 году. На долю частных фирм заказов достается немного, а значит - и прибыли меньше.
У властей аргументы следующие. `На рынке должны быть крупные игроки, - говорит заместитель председателя Жилищного комитета администрации Петербурга Георгий Бардашев. - Спецтрансы N 1 и N 6 не повезут мусор в лес. У них достаточно прозрачная экономика, им нет смысла ловчить. А от `диких` перевозчиков, услуги которых дешевле, можно всего ожидать. Ведь есть сложившаяся на рынке цена, и если ее снижать, затраты не окупятся`.
Для перевозчиков-монополистов ситуация выгодная, хотя и они жалуются на необоснованность тарифов и превышение нормы накопления мусора населением. В прошлом году на каждого жителя Петербурга пришлось 1,62 кубометра отходов вместо запланированных 1,45.
`В Европе нормы нет, там человек платит за весь произведенный мусор по факту, - отметил на `круглом столе`, посвященном проблеме вывоза и утилизации мусора в регионе, исполнительный директор ООО `Спецмеханизация` Алексей Датов. - В Петербурге зафиксирован рост крупногабаритных отходов, нетехнологичных в уборке. Субсидии из бюджета в прошлом году составили 1,57 руб. на человека`.
Впрочем, если относиться к мусору не как к отходам, а как к сырью, то прирост - не проблема, а дополнительные ресурсы. Основных путей обращения с ТБО сегодня пять: сжигание, компостирование, термолиз (термическая обработка или пиролиз - сжигание без доступа воздуха), складирование и сортировка с последующим использованием вторсырья в производстве.
Дешевле всего обходится государству складирование мусора на свалках-полигонах. Но это - на первый взгляд. Емкость каждой свалки имеет предел, а эксплуатация полигона по всем правилам - дело дорогостоящее. Когда полигон закрывают, он продолжает оставаться опасным для окружающей среды еще 50-70 лет. На нем нельзя строить. Отводить под свалки нужно места с минимальным уклоном, с глинистым слоем, исключающим попадание токсичных веществ в грунтовые воды. Потому складирование - способ нерациональный.
Что производим,
то и выкидываем
На Западе сжигать и захоранивать мусор на полигонах - экономически нецелесообразно и экологически вредно, приоритетным направлением является мусоропереработка. С 1 января 2005 года в Европе запрещено захоранивать непереработанные отходы. В Германии из мусора извлекают несколько десятков наименований вторсырья и лишь 2% отбросов отправляют на захоронение.
Вопрос о переработке мусора в России стал актуальным, во-первых, в связи с тем, что в нашей стране стали возможны инвестиции на 5-10 лет. А мусоропереработка - бизнес низкорентабельный (10-15%). Чтобы вернуть деньги, вложенные в строительство высокотехнологичных комплексов, нужно, как минимум, 5-7 лет. Во-вторых, мусор сегодня стал `богаче`, чем раньше. В нем гораздо больше составляющих, пригодных для вторичного использования: макулатуры, цветных металлов, пластмассы...
Заводы, занимающиеся переработкой мусора в Петербурге и Ленобласти (ГУП `Завод МПБО-2` и ЗАО `Опытный завод`), производят только компост. В отличие от зарубежного продукта, петербургский компост загрязнен солями тяжелых металлов, стеклом и пластмассой и спросом не пользуется. ТБО на заводах не проходят сортировку, поскольку оборудование на них старое.
У предприятий, занимающихся производством на основе отходов, свои проблемы, например сырье. Многие фирмы платят деньги крупным торговым сетям и универмагам за право забирать у них макулатуру. Одна из петербургских компаний, перерабатывающая полиэтиленовые бутылки, вынуждена возить сырье из Москвы.
Отсутствие системы селективного сбора ТБО - основное препятствие для эффективности процесса мусоропереработки в Петербурге. По решению правительства на двух заводах уже проводят реконструкцию, и в этом году на них планируют запустить сортировочную линию. Правда, таким образом, большие возможности в сфере `мусорного` бизнеса опять будут сосредоточены на двух предприятиях. Мусоропереработка - не только прибыльная, но и наукоемкая отрасль. Технологий переработки ТБО на сегодня несколько. Некоторые звучат весьма многообещающе, например переработка мусора в синтетическую нефть или технология низкоплазменного сжигания (при котором фактически не выделяется вредных диоксинов). Обе, кстати, разработаны российскими учеными. Но строительство заводов с использованием этих технологий требует слишком больших затрат.
Выгоднее выкинуть,
чем переработать
Объемы производимых городом отходов таковы, что рано или поздно в Петербурге придется построить дорогостоящий мусоросжигающий комплекс. Предложения по его строительству в администрацию города поступают регулярно.
`Инвесторов достаточное количество, - рассказал Георгий Бардашев. - Австрийские, японские, немецкие, датские фирмы`. Как заявил на `круглом столе` начальник Комитета по природным ресурсам правительства Ленобласти Борис Прохоров, с предложениями о строительстве в комитет обращаются часто, `но, подсчитав все расходы, уходят и больше не возвращаются`.
Современное мусоросжигающее производство, построенное в соответствии со всеми требованиями экологии, - дело дорогое. Одно из последних предложений - завод с годовой мощностью в 300 тыс. тонн - стоит 175 млн евро. `Все упирается в деньги, которые надо возвращать, - пояснил Г. Бардашев. - Каков механизм возврата средств? Либо за счет бюджета, либо за счет тарифов`.
По мнению Андрея Нелидова, инвестиций в эту сферу нет по причине несовершенства законодательной базы: `Нет обеспеченности законом, нет программы, которая бы обеспечивала гарантии и права бизнеса. Даже если в городе появится мусоросжигательный завод, никто не может обязать специализирующиеся на утилизации компании сжигать мусор, а не сбрасывать его на свалки, что обойдется дешевле`.
Сейчас правительства Петербурга и Ленобласти совместно разрабатывают концепцию обращения с ТБО. Эту проблему город и область, по выражению А. Нелидова, `обречены решать вместе`, поскольку, согласно закону РФ, строительство мусороперерабатывающего завода на территории городских поселений запрещено, и свои отходы Петербург регулярно вывозит в область.
Однако пока речь идет лишь о модернизации двух имеющихся заводов да о выделении в Ленобласти места под новый полигон. Развитию рынка индустриальной переработки и использования отходов эти меры не способствуют.
У бизнеса свой взгляд на решение `мусорной` проблемы. Директор ГУП `Завод по МПБО-2` Константин Маловичко считает, что необходимо создать орган власти, который занимался бы отходами в целом - от их сбора до утилизации. Администрации Петербурга отводится роль заказчика, определяющего условия, стоимость и объемы работ. Выполнение их поручают бизнес-кругам. Администрация также должна сформулировать обязанности сторон и их ответственность за невыполнение договоренностей, сформировать экономически обоснованные тарифы. Сейчас услуги по вывозу мусора на 65% оплачивает население и на 35% - бюджет. Тарифы на переработку мусора в 9 раз ниже, чем на вывоз. |