Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Граждане пассажиры, автобус уходит в парк навсегда!` - ЭиВ N 20 (557)
РЕГИОН: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
`Граждане пассажиры, автобус уходит в парк навсегда!`
No. 20 (557) 06.06.2005
Надежда УЛАНОВСКАЯ
Когда в январе Мурманское областное правительство приняло решение ввести именные социальные проездные билеты на автобус и троллейбус по цене 250 рублей, мнения транспортников и не спрашивали. Всем было ясно, что это мера вынужденная, политическая, но никак не обоснованная экономически...



В угоду разгневанному процессом монетизации народу областные власти принесли в жертву интересы транспортников. Мурманские транспортные предприятия в первые месяцы года буквально заставили взять на себя всю тяжесть экономических нововведений в связи с введением 122-го ФЗ. Им пришлось за свой счет отпечатать именные социальные проездные билеты для льготников и пенсионеров по возрасту, взять на себя заботу по организации точек распространения этих билетов, ведение реестра проданных билетов, организацию отчетности, что тоже стало дополнительной нагрузкой на все коллективы.

В итоге только за январь - февлаль 2005 года транспортники области понесли убытки в сумме более 20 млн руб. Ведь пока никто (ни муниципальные власти, ни областное правительство) не заключил с ними договоры на обслуживание льготников и пенсионеров, а разницу между стоимостью льготного проездного и его установленной стоимостью никто не возместил и по сей день.

В апреле руководство ОАО `Мурманскавтотранс` объявило, что будет добиваться отмены продажи социальных проездных билетов. Решать свои задачи транспортники намерены в рамках действующих законов.

Понятно, что пришло время срочно менять и тарифы, и подходы к их формированию, и саму политику ценообразования. Транспортники уже начали процесс оптимизации расходов, в частности, отменили явно убыточные маршруты.

С начала 2005 года ОАО `Мурманскавтотранс`, обслуживающее 65% всех пассажирских маршрутов в области, уже закрыло 13 маршрутов. Об уменьшении объемов своих работ думают и в `Автоколонне N 1118` (АК-1118).

Повысить тарифы непросто, так как их устанавливают региональные тарифные комитеты. Но до сего времени комитеты это делали, не вникая в нужды транспортников, не учитывая, что транспорт отработал положенный срок уже дважды. Не принимают в расчет и нормы расхода на запчасти, на горючее. Потому в тарифах не учитывается тот факт, что необходимо работать с рентабельностью, которая позволяла бы предприятию своевременно обновлять подвижной состав.

Не случайно парк за годы перестройки оказался изношенным более чем на 80%. Да и заработная плата работников-северян в этой сфере значительно отстает от средней по России. Многие ушли с транспортных предприятий именно по этой причине. Кадровый голод весьма ощутим. Конечно, руководители транспортных предприятий, ранее занимавших ведущие позиции на этом рынке услуг, понимают, что свято место пусто не бывает. Уйдут с рынка они - придут другие, которые их заменят. Процесс преобразований уже идет.

На городских маршрутах Мурманска мы сегодня видим множество `Газелей`, из них 39 машин принадлежат той же АК-1118, но отданы в аренду предпринимателям. Кроме того, сейчас в областном центре пассажирскими перевозками охвачено более 135 `Газелей`, которые принадлежат 32 предпринимателям. Речь о тех, кто зарегистрирован. Но зарегистрированы не все, а значит, и не все налоги платят.

Другая проблема - безопасность перевозок, ответственность за которую сегодня целиком возложили на пассажира. В связи с этим возникает вопрос: а можем ли мы как потребители транспортных услуг сделать свободный и осознанный выбор, каким транспортом ехать? Отнюдь! В час пик к автобусной остановке одна за другой подъезжают наполненные пассажирами `Газели`, но кто за рулем, в каком состоянии машина и сам водитель - неизвестно. Нет и данных о том, кто владелец транспортного средства, номера его свидетельства. Исключения, конечно, есть: водителей на арендованных `Газелях`, работающих по графику, который разработан АК-1118, отмечают на диспетчерских пунктах, имеющихся в конечных точках маршрутов. Другие же частники действуют без всяких правил.

В соседних с нами северных странах муниципальные власти проводят среди транспортных предприятий конкурсы на обслуживание маршрутов и выбирают то, которое предложит лучшую схему движения, а также будет соблюдать тарифную политику. Почему же у нас этого не добиться?

И, как сетуют в АК-1118, почему-то против проведения этого конкурса в Мурманске выступает руководитель территориального антимонопольного ведомства Нина Назаркина. Она полагает, что конкурс будет препятствовать развитию малого бизнеса.

В Мурманской области был проведен эксперимент. Как рассказал руководитель ОАО `Мурманскавтотранс` Андрей Варзугин, конкурс провели в Апатитах и выиграли его профессионалы из ОАО. Но, несмотря на это, на маршруте по-прежнему работают `леваки`. Они забирают из-под носа официально утвержденного перевозчика пассажиров, снижая его выручку. Порядок могло бы поддерживать ГИБДД, но - увы! Получается, что работать, вести бизнес цивилизованно у нас пока не научились.

Обновление автопарка в Мурманской области началось благодаря губернаторской программе в 2004 году, когда под давлением губернатора Юрия Евдокимова по лизинговой схеме транспортники получили новые автобусы. Северяне с радостью встретили их на своих маршрутах. И вот теперь, если АК-1118 и `Мурманскавтотранс` не смогут обеспечить выплату обязательных платежей, эти автобусы у неплательщиков просто заберут, вновь мурманчане останутся с автобусами-развалюхами.

Кстати, с необходимостью упорядочить предпринимательскую деятельность на рынке транспортных услуг столкнулись местные власти во всех регионах России. Но если на других территориях решать ее начали уже давно, то в Мурманской области никаких законодательных документов на этот счет до сих пор нет.



Цифры и факты

В 2004 году из бюджета Мурманской области транспортным организациям было выделено за перевозку льготников около 300 млн руб., в 2005 году - около 600 млн руб. Но в этом году транспортники этих средств так и не получили, единый социальный проездной билет покупали только те, кто часто пользуется транспортом, в основном работающие пенсионеры. Число льготников, пользующихся льготными проездными, составило в январе-феврале около 5%, в марте-апреле - около 8%.

Убытки предприятия `Мурманскавтотранс` за I квартал 2005 года составили

9,2 млн руб., `Автоколонны N 1118` -

4,9 млн руб. Положение в `Мурманскавтотрансе` правительство Мурманской области определило как кризисное, в `Автоколонне N 1118` - как неудовлетворительное.

Руководство `Мурманскавтотранса` считает, что предприятие поставлено в неравное положение с другими крупными перевозчиками. В I квартале МУП `Электротранспорт` получило доходы 78 млн руб., обслуживая лишь 4 маршрута в Мурманске и имея пробег 6 млн км. А доходы `Автоколонны N1118` были 90 млн руб. Она обслуживала 26 маршрутов, главным образом в Мурманске и пригороде, а пробег достиг 11 млн км. `Мурманскавтотранс` получил 124 млн руб. доходов, обслуживая всю область и имея пробег 21 млн км.

Другие материалы рубрики
РЕГИОН: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
17.04.06Слюду пытаются сохранить
17.04.06Человек то есть, что он ест
Мурманское областное общественное собрание в конце марта обсудило организацию защиты прав потребителя на рынке пищевых товаров. Выбрана была эта проблема не случайно
17.04.06Работай - и будешь успешным
С 4 по 14 апреля в Мурманской области прошли Дни предпринимательства под лозунгом `Малый и средний бизнес - путь к успеху`
13.03.06Семгу будут беречь по программе
13.03.06Мелким приказали удалиться?
Новые правила игры, выгодные крупным торговым сетям, сотрясают алкогольный рынок
13.03.06Протест реформе ЖКХ
27.02.06`Нерпа` справилась с подлодкой досрочно
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru