Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

`Веси` не ходят в гости к `оси` - ЭиВ N 20 (557)
ЕВРОСОЮЗ
`Веси` не ходят в гости к `оси`
No. 20 (557) 06.06.2005
Анатолий АГРАФЕНИН, главный редактор газеты `Утро Петербурга` - специально для газеты `Экономика и время`
Автобаны - символ Германии. Динамичной, мощной... Однако в восточных землях дороги забиты автомобилями в основном только около крупных городов. Чем дальше на юг или север - трассы становятся все более пустыми. А около Эрфурта можно наблюдать такую картину: дорога упирается в поле. Германия еще не закончилась. Но автобан дальше никуда не ведет...



Восточные земли вызывают сложные чувства. Германию просто не узнаешь! Люди тихие, зажатые. Одеваются скромно. Даже праздники проходят на центральных площадях городов не шумно, не по-немецки. На торговых улицах - ни души. Только стойки с одеждой, вынесенные из магазинов, несколько разнообразят улицы. `Распродажа! - извещает вывеска. - Все по 3 евро!!!` За десятку можно одеться с головы до ног.

Но больше всего угнетают брошенные дома. Целые кварталы добротных зданий, разрисованные граффити, стоят себе с выбитыми окнами. Неестественность картины подчеркивает почти стерильная чистота вокруг: ни мусора, ни даже пластиковых бутылок. Типично немецкие штучки - коммунальные службы даже в нежилых кварталах не перестают следить за порядком.

`Немецкие города с населением меньше ста тысяч жителей превратились в поселки пенсионеров, - говорит педагог Маргрет Алберс. - Производства в восточных землях, не выдержав конкуренции с западом, разорились. Мы провели исследование. После объединения Германии был всплеск рождаемости. Но пришло время детям идти в школу - за парты село втрое меньше ребятишек, чем родилось! Остальные вместе с родителями уехали в другие города`.

Пятнадцать лет назад пала Берлинская стена. Но сегодня сохранилась невидимая граница между бывшими землями ГДР и Запада. В прошлом году журнал `Штерн` провел опрос: сожалеете ли вы о падении стены? Результаты оказались шокирующими: каждый пятый из ответивших `веси` (западные немцы) заявил, что хотел бы... восстановить ее снова.

`Веси` считают, что воссоединение Германии ухудшило их материальное положение. Известно, что для экономической поддержки новых земель тратят примерно 116 млрд евро в год, и это не считая выплаты различных пособий! `Веси` убеждены, что эти деньги `вытаскивают` из их карманов.

Восточные немцы - `оси` тоже считают, что `раньше было лучше`. Они, конечно, мало тоскуют о ГДР с его социалистической экономикой и полицейской системой, но каждый второй сегодня испытывает страх перед безработицей. А, по статистике, в ряде земель работы не имеют более 20% трудоспособного населения.

Немцы сегодня выказывают недовольство: семейными доходами и уровнем жизни. Они все меньше доверяют здравоохранению, системе социального страхования и страшно боятся каких-либо реформ в этой сфере. Только половина немцев довольна своей жизнью. Больше скепсиса в ЕС высказывают только в Италии, Греции, Франции и Португалии...

Известный журналист, политический обозреватель `Радио Берлин-Бранденбург` Томас Хабихт считает, что сегодняшний кризис - результат ошибок и просчетов времен объединения. Во-первых, в момент объединения полагали, что восток станет рынком сбыта товаров, произведенных на западе. Восточные немцы невольно подыграли этой ситуации. После объединения `дети социализма` действительно бросились скупать западные товары. В результате гэдээровские предприятия, которые имели шанс выжить, разорились. Во-вторых, традиционным рынком сбыта ГДР считался СССР. После объединения для предприятий востока он был потерян. И если в 1990 году в восточных землях было 10 миллионов рабочих мест, теперь осталось около 5 миллионов...

Огромные затраты на объединение спровоцировали и другие проблемы. `Мы слишком привыкли к высоким стандартам жизни. Когда же потребовалось подтянуть ремни во благо национальной идеи, мы оказались не готовы`, - с грустью констатировал депутат бундестага Бернд Нойманн. Экономисты подсчитали: чтобы выровнять ситуацию, немцы должны каждую неделю на 3 часа больше работать, но получать при этом на 30% меньше.

Кризис требует жертв. Германия стоит на пороге болезненных реформ. Например, нужно вносить изменения в трудовое законодательство. Предпринимателю весьма трудно уволить работника, что делает невозможным избавление от слабых специалистов, ограничивает привлечение в экономику новых сил. От застоя страдают молодежь и... предприниматели, которые бессильны навести порядок в своих фирмах и вынуждены объявлять о банкротствах.

Со свойственным немцам прагматизмом говорится и о том, что многие социальные программы стали весьма `затратными`. Например, пенсионное обеспечение. Когда принималось нынешнее законодательство, думали, что вышедшие на заслуженный отдых старики проживут еще лет пять. А они живут в среднем пятнадцать лет, втрое увеличивая нагрузку на пенсионные пособия...

При этом германская налоговая система считается одной из самых сложных в мире. Это провоцирует уход предпринимателей в `теневую` экономику. По подсчетам Томаса Хабихта, в `теневом` секторе крутится 300 млрд евро - больше, чем бюджет ФРГ.

Правительство Герхарда Шредера уже несколько лет подбирается к реформам. Существует программа, она обнародована в Германии. Но кабинет, похоже, никак не решится на радикальные шаги. Вероятно, недавнее решение канцлера о том, чтобы поставить

1 июля в бундестаге вопрос о доверии правительству, - своего рода ход ва-банк. Согласно конституции должны состояться досрочные выборы в бундестаг (скорее всего, это произойдет 18 сентября). Если Г. Шредер получит поддержку населения, это будет означать, что он наконец сможет приступить к реформам.

После падения Берлинской стены и разрешения на выезд восточных немцев за рубеж только за первую неделю в ФРГ устремились 8 млн человек, половина тогдашнего населения ГДР. Большинство из них побывали за границей впервые. Потом эйфория сменилась тревогой и разочарованиями. Восточные земли в чем-то можно сравнить с резервациями. Деловым людям тут делать нечего, а туристы туда заглядывают редко. Восток Германии застрял где-то между прошлым и будущим в ожидании перемен.



Анатолий АГРАФЕНИН, главный редактор газеты `Утро Петербурга` - специально для газеты `Экономика и время`
Другие материалы рубрики
ЕВРОСОЮЗ
25.02.08Косово - передний край экономических интересов
Жесткая риторика политиков вызывает головную боль у предпринимателей
21.01.08Новый Генконсул хорошо знает Россию
21.01.08Калининградцы стали реже ездить к соседям
21.01.08Инфляция: нам бы их заботы
21.01.08Возвращение в СССР
Литва между двумя `Союзами`: суверенность как переходный период
03.09.07Без срока давности...
В Швеции пока не планируют референдум о вступлении этой страны в НАТО
03.09.07Офшорные зоны окружают Россию
Приграничные с Российской Федерацией территории активно вовлекают в экономические проекты Евросоюза
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru