В последние годы потребительское кредитование в России - один из наиболее быстрорастущих видов бизнеса. Но этот рост имеет в основном количественный, а не качественный характер. Основные проблемы рынка - практически полное отсутствие кредитных карт в подлинном смысле этого слова, неразвитость бюро кредитных историй и кредитные ставки, кажущиеся клиентам излишне высокими
Наступил кредитный бум?
По данным отдела маркетинга ООО `РусФинанс` (банковская группа Societe Generale), в 2004 г. ориентировочный объем выданных в России потребительских кредитов составил 950 млрд руб. (за первые три квартала он вырос на 72% - с 299,7 млрд до 517,1 млрд руб.). Об этом рассказала заместитель руководителя петербургского филиала ООО `РусФинанс` Инна Данильченко на семинаре `Основные аспекты потребительского кредитования в Петербурге и России: тенденции и прогнозы`. Рубль продолжает оставаться самой популярной валютой кредита - ему отдают предпочтение 83,7% российских заемщиков.
Постоянно увеличивается количество организаций, занимающихся потребительским кредитованием. Эксперты уже составили список 300 таких банков. Услуга развивается и географически: ее активно начинают предлагать как местные региональные банки, так и филиалы крупных банков. И все же можно констатировать, что рынок потребительских кредитов сложился пока только в Центральном (где расположены 55% российских банков), Поволжском (12%), Южном (10%), Северо-Западном (7%) и Уральском (6%) округах.
Из числа российских банков на рынке лидируют `Сбербанк России`, `Банк 1-е ОВК` (вошел в состав `Росбанка`), банк `Русский стандарт`, `Альфа-Банк`, `УралСиб` и `Гута-банк`. Они имеют развитые филиальные сети по всей стране. Западные банки пока предпочитают вести деятельность в основном в Москве и Петербурге. Среди этих банков Инна Данильченко отметила Ноme credit, Raiffeisen BANK, Citi, `Дельтабанк`, Bank Societe Generale Vostok и `РусФинанс`.
Что касается предпочтений российских заемщиков, то исследование маркетинговой компании BusinessVision (2004 г.) показало: чаще всего в кредит покупают бытовую, видео- и аудиотехнику (41%), компьютеры (37%), одежду (15%) и автомобили (6%).
Парадоксы российской финансовой культуры
Как отмечают аналитики `РБК`, в России успела сформироваться некая финансовая культура, которой, несмотря на всю ее незрелость, свойственны некие парадоксы.
Парадокс N 1: около 72% россиян нуждаются в кредитах (в среднем необходимая сумма составляет $500-600), но при этом 55% не знают, что такая услуга существует.
Из числа тех, кто хотел приобрести товары в кредит, 27% отказываются от этой идеи, потому что их пугает высокая процентная ставка. Более подробные опросы показывают, что на самом деле россияне боятся обмана, и поэтому предпочитают занимать деньги у друзей и знакомых.
А 25% потенциальных потребителей считают, что системы кредитования слишком сложны.
Парадокс N 2: для 36% отечественных заемщиков репутация банка является более важным критерием выбора, чем процентная ставка (21%) или территориальное расположение банка (15%).
На вопрос о том, какова сейчас в России реальная процентная ставка по потребительским кредитам, Инна Данильченко назвала цифру 24-29% и отметила, что благодаря высокой конкуренции она имеет тенденцию к снижению. При этом петербуржцы признаны самыми дисциплинированными заемщиками в стране - всего 1,5% из них не возвращают кредиты или задерживают их возврат (по словам Роже Делу, управляющего филиалом `Райффайзенбанк Австрия` в Петербурге, на Западе невозврат кредитов происходит в 0,5% случаев).
Из 1000 пластиковых карт кредитная только одна
Один из выступивших на семинаре экспертов, старший юрист юридической компании `Саланс` Артем Жаворонков, обратил внимание на `противоречивую тенденцию`: сегодня в Петербурге выдано 2 млн 733 тыс. пластиковых карт, но при этом подлинно кредитных карт (по которым возможен овердрафт) пока ничтожно мало - 0,1% от общего количества.
Причинами этого, по мнению А. Жаворонкова, являются бедность большинства россиян (`А те, у кого деньги есть, предпочитают держать их не в банках`); `серые` зарплаты, неподтвержденный официальный доход; неэффективная судебная система, при которой крайне трудно взыскать деньги с должника; несовершенное законодательство.
По сообщению директора по маркетингу компьютерной компании `РиМ` Константина Воронова, появление в этой компании кредитных программ с нулевым первым взносом позволило за 1 месяц увеличить оборот торговой сети на 40%, а модная ныне программа `10/10/10` (10% - первый взнос, 10 месяцев - срок кредита, 10% годовых - кредитная ставка) способствовала росту продаж еще на 20%. При этом, признал
К. Воронов, в реальности последняя программа для клиента ничем не отличается от кредита по ставке 24% годовых.
Коммерческий директор компании `Техношок` Сергей Луканин раскрыл суть весьма популярного в этой сети продукта `Шокирующий кредит` (0%-0%-0%-10, или `без начального взноса - 0% за кредит - без комиссии - на 10 месяцев).
По его словам, фактически эта программа представляет собой рассрочку платежа, а издержки по кредиту перед банком в сумме 14% несет сама компания. По программе `Шокирующего кредита` клиент может получить не весь ассортимент товаров сети, а только 90% - товары, наценка на которые менее 15%, в кредит по указанной схеме не выдают. Впрочем, как разъяснил С. Луканин, `это не единственный кредитный продукт, который мы можем предложить, и ограничений по ассортименту там не будет`.
Кредитная история -
визитка заемщика
Тем не менее неактивный пока сектор кредитных карт имеет хорошие перспективы роста, связанные с ожидаемым развитием кредитных бюро, отметил Роже Делу.
Тему совершенствования законодательства о потребительском кредитовании и создания правовых основ деятельности бюро кредитных историй в России осветил в своем выступлении Артем Жаворонков. Цель создания бюро кредитных историй, сказал он, заключается в том, чтобы разработать систему раскрытия информации о добросовестном исполнении заемщиком своих обязательств перед кредиторами. Это, в свою очередь, должно привести к снижению кредитных рисков и в итоге - к уменьшению процентной ставки по кредиту. Опасения, по словам А. Жаворонкова, связаны с возможностью злоупотребления информацией и разглашения банковской тайны.
Семинар `Основные аспекты потребительского кредитования в Петербурге и России: тенденции и прогнозы` был организован Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциацией на Северо-Западе (СПИБА). |