Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

В очереди за кредитом - ЭиВ N 20 (557)
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ
В очереди за кредитом
No. 20 (557) 06.06.2005
Алексей КРЫЛОВ
В последние годы потребительское кредитование в России - один из наиболее быстрорастущих видов бизнеса. Но этот рост имеет в основном количественный, а не качественный характер. Основные проблемы рынка - практически полное отсутствие кредитных карт в подлинном смысле этого слова, неразвитость бюро кредитных историй и кредитные ставки, кажущиеся клиентам излишне высокими



Наступил кредитный бум?

По данным отдела маркетинга ООО `РусФинанс` (банковская группа Societe Generale), в 2004 г. ориентировочный объем выданных в России потребительских кредитов составил 950 млрд руб. (за первые три квартала он вырос на 72% - с 299,7 млрд до 517,1 млрд руб.). Об этом рассказала заместитель руководителя петербургского филиала ООО `РусФинанс` Инна Данильченко на семинаре `Основные аспекты потребительского кредитования в Петербурге и России: тенденции и прогнозы`. Рубль продолжает оставаться самой популярной валютой кредита - ему отдают предпочтение 83,7% российских заемщиков.

Постоянно увеличивается количество организаций, занимающихся потребительским кредитованием. Эксперты уже составили список 300 таких банков. Услуга развивается и географически: ее активно начинают предлагать как местные региональные банки, так и филиалы крупных банков. И все же можно констатировать, что рынок потребительских кредитов сложился пока только в Центральном (где расположены 55% российских банков), Поволжском (12%), Южном (10%), Северо-Западном (7%) и Уральском (6%) округах.

Из числа российских банков на рынке лидируют `Сбербанк России`, `Банк 1-е ОВК` (вошел в состав `Росбанка`), банк `Русский стандарт`, `Альфа-Банк`, `УралСиб` и `Гута-банк`. Они имеют развитые филиальные сети по всей стране. Западные банки пока предпочитают вести деятельность в основном в Москве и Петербурге. Среди этих банков Инна Данильченко отметила Ноme credit, Raiffeisen BANK, Citi, `Дельтабанк`, Bank Societe Generale Vostok и `РусФинанс`.

Что касается предпочтений российских заемщиков, то исследование маркетинговой компании BusinessVision (2004 г.) показало: чаще всего в кредит покупают бытовую, видео- и аудиотехнику (41%), компьютеры (37%), одежду (15%) и автомобили (6%).



Парадоксы российской финансовой культуры

Как отмечают аналитики `РБК`, в России успела сформироваться некая финансовая культура, которой, несмотря на всю ее незрелость, свойственны некие парадоксы.

Парадокс N 1: около 72% россиян нуждаются в кредитах (в среднем необходимая сумма составляет $500-600), но при этом 55% не знают, что такая услуга существует.

Из числа тех, кто хотел приобрести товары в кредит, 27% отказываются от этой идеи, потому что их пугает высокая процентная ставка. Более подробные опросы показывают, что на самом деле россияне боятся обмана, и поэтому предпочитают занимать деньги у друзей и знакомых.

А 25% потенциальных потребителей считают, что системы кредитования слишком сложны.

Парадокс N 2: для 36% отечественных заемщиков репутация банка является более важным критерием выбора, чем процентная ставка (21%) или территориальное расположение банка (15%).

На вопрос о том, какова сейчас в России реальная процентная ставка по потребительским кредитам, Инна Данильченко назвала цифру 24-29% и отметила, что благодаря высокой конкуренции она имеет тенденцию к снижению. При этом петербуржцы признаны самыми дисциплинированными заемщиками в стране - всего 1,5% из них не возвращают кредиты или задерживают их возврат (по словам Роже Делу, управляющего филиалом `Райффайзенбанк Австрия` в Петербурге, на Западе невозврат кредитов происходит в 0,5% случаев).



Из 1000 пластиковых карт кредитная только одна

Один из выступивших на семинаре экспертов, старший юрист юридической компании `Саланс` Артем Жаворонков, обратил внимание на `противоречивую тенденцию`: сегодня в Петербурге выдано 2 млн 733 тыс. пластиковых карт, но при этом подлинно кредитных карт (по которым возможен овердрафт) пока ничтожно мало - 0,1% от общего количества.

Причинами этого, по мнению А. Жаворонкова, являются бедность большинства россиян (`А те, у кого деньги есть, предпочитают держать их не в банках`); `серые` зарплаты, неподтвержденный официальный доход; неэффективная судебная система, при которой крайне трудно взыскать деньги с должника; несовершенное законодательство.

По сообщению директора по маркетингу компьютерной компании `РиМ` Константина Воронова, появление в этой компании кредитных программ с нулевым первым взносом позволило за 1 месяц увеличить оборот торговой сети на 40%, а модная ныне программа `10/10/10` (10% - первый взнос, 10 месяцев - срок кредита, 10% годовых - кредитная ставка) способствовала росту продаж еще на 20%. При этом, признал

К. Воронов, в реальности последняя программа для клиента ничем не отличается от кредита по ставке 24% годовых.

Коммерческий директор компании `Техношок` Сергей Луканин раскрыл суть весьма популярного в этой сети продукта `Шокирующий кредит` (0%-0%-0%-10, или `без начального взноса - 0% за кредит - без комиссии - на 10 месяцев).

По его словам, фактически эта программа представляет собой рассрочку платежа, а издержки по кредиту перед банком в сумме 14% несет сама компания. По программе `Шокирующего кредита` клиент может получить не весь ассортимент товаров сети, а только 90% - товары, наценка на которые менее 15%, в кредит по указанной схеме не выдают. Впрочем, как разъяснил С. Луканин, `это не единственный кредитный продукт, который мы можем предложить, и ограничений по ассортименту там не будет`.



Кредитная история -

визитка заемщика

Тем не менее неактивный пока сектор кредитных карт имеет хорошие перспективы роста, связанные с ожидаемым развитием кредитных бюро, отметил Роже Делу.

Тему совершенствования законодательства о потребительском кредитовании и создания правовых основ деятельности бюро кредитных историй в России осветил в своем выступлении Артем Жаворонков. Цель создания бюро кредитных историй, сказал он, заключается в том, чтобы разработать систему раскрытия информации о добросовестном исполнении заемщиком своих обязательств перед кредиторами. Это, в свою очередь, должно привести к снижению кредитных рисков и в итоге - к уменьшению процентной ставки по кредиту. Опасения, по словам А. Жаворонкова, связаны с возможностью злоупотребления информацией и разглашения банковской тайны.



Семинар `Основные аспекты потребительского кредитования в Петербурге и России: тенденции и прогнозы` был организован Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциацией на Северо-Западе (СПИБА).
Другие материалы рубрики
ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ
13.06.05Миллионеров стало больше
13.06.05Есть первое бюро кредитных историй
13.06.05Перевозчики выбирают надежного страховщика
13.06.05Чем непопулярнее - тем эффективнее?
13.06.05Преимущества отечественных НПФ
Исполнительный директор НПФ `Нефтегарант` Михаил Гайдуков - о ситуации на рынке негосударственных пенсионных фондов
13.06.05Пайщики быстро учатся...
13.06.05Ритейл в Чехии бурно развивается
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru