Около 40% всех инвестиций в экономику столицы Кольского Заполярья вложено в транспортные проекты. В свою очередь это способствовало созданию дополнительных рабочих мест и пополнению бюджета, считает мэр Мурманска Михаил Савченко.
Грузооборот Мурманского транспортного узла растет. В первую очередь - благодаря морскому порту. В 2004 году в Кольском заливе завершены дноуглубительные работы, и теперь порт Мурманск стал единственным на европейской части РФ, где способны принимать морские суда водоизмещением более 200 тыс. тонн.
В генсхеме развития порта до 2010 года его потенциальными инвесторами, заключившими договоры о намерениях участвовать в проектах, указаны нефтяные и нефтеперерабатывающие компании. Соответственно перспективы порта Мурманск связаны со строительством новых терминалов для обработки нефти и угля. Однако планируется привлекать и высокотарифные грузы.
Впрочем, пока основные капвложения осуществляются на территории ОАО `Мурманский морской торговый порт`. Благодаря им в Мурманске в 2004 году смогли увеличить грузооборот порта до 12,5 млн тонн (+39% к 2003-му). В целом в реконструкцию и новое строительство портовиками вложено не менее 70 млн руб. В стадии проектирования - специализированный угольный комплекс с вагоноопрокидывателями на территории II грузового района и товарного двора железнодорожной станции Мурманск.
Вторая крупная стивидорная компания - ЗАО `Агросфера`. Грузы перерабатывают и на терминале компании `Мурманский глиноземный терминал`, и на рейдовом перегрузочном комплексе нефтепродуктов...
Развивается и сеть железных дорог. При этом основным направлением грузоперевозок считается магистраль, ведущая в порт Мурманск. Значительная часть грузов следует в Мурманск по стальным магистралям. Но в последнее время в области немало вкладывают и в модернизацию сети автодорог. Это предполагается разработанной недавно правительством города `Концепцией строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов внешнего благоустройства, инженерной и социальной инфраструктуры, придомовых территорий Мурманска на 2004-2010 гг.`.
Общая протяженность дорожной сети города - 240,7 км. Основные задачи - снизить нагрузку на центральную магистраль города, обеспечить круглосуточный бесперебойный проезд грузовиков и исключить пробки. Город вытянут вдоль Кольского залива, и это тоже рождает транспортные проблемы. Реконструкция улиц и дорог в нижней части города позволит свободно проезжать вдоль портовых сооружений, судоремонтных заводов и железнодорожной станции. Предстоит капитальный ремонт прибрежной автодороги.
Улучшит транспортную ситуацию в городе и новый мост через Кольский залив, первая очередь которого была завершена в декабре 2004 года. Мост свяжет берега залива, где расположены поселки Абрам-мыс и Дровяное. Там возможно развитие промышленных зон.
Прогноз грузопереработки экспорта и импорта
на Мурманском железнодорожном узле
в 2005 году (млн тонн)
Станция-грузополучатель 2005 г. Рост
(прогноз) к 2004 г.
Мурманск - ОАО `ММТП` 15,3 +3,3
ЗАО `Агросфера` 1,0 +0,1
ФГУП `35 СРЗ` 3,6 +2,0
Комсомольск - ООО `Катэкс` (мазут) 2,0 +2,0
Кола - `ММРП` (нефтепродукты) 3,2 +1,1
Всего 25,1 +8,5 |