Крупные иностранные производители вин провели в Москве и Петербурге целую вереницу дегустаций `домашних вин`, что указывает на устойчивый рост этого сегмента рынка
Стартовали дегустации после завершения в феврале московской выставки `Продэкспо-2005`. Именно там, например, представители Межпрофессионального совета вин Бордо заявили о том, что намерены провести на российском рынке ряд акций.
По одной из версий, французских виноделов из региона Бордо потянуло в Россию потому, что 80% высококачественной и дорогой продукции имеют устойчивый сбыт на мировом рынке. А вот оставшаяся часть приходится на долю вин средней ценовой категории, которую поставляют мелкие винодельческие хозяйства (всего их около 10 тысяч).
Крупные поставщики известных брэндов бордо решили выпускать меньше напитков, но более высокого качества и по более высокой цене. Это помогло им сбалансировать предложение со спросом на их продукцию. Мелкие производители для снижения расходов стремятся снимать максимальный урожай винограда, что отражается на качестве вина. А в средней ценовой категории на Западе слишком велика конкуренция. Как следствие - вялый спрос. И как выход - увеличение поставок в РФ, где хорошо знают марку бордо. 2005 год - удачная пора для их продвижения: погода в прошлом году позволила собрать хорошо вызревший виноград сортов семильон, мерло и каберне. И среднее по ценам бордо способно найти потребителей в линейке `домашних вин`.
Выводят на рынки Москвы и Петербурга аналогичную продукцию и другие французские виноделы. Особенно активны компании южных регионов, где в 2004-м образовался избыток продукции. Это несколько всполошило чилийских поставщиков, напитки которых по вкусу схожи с французскими.
Впрочем, не только это. У южно-американских вин сначала в Москве, а потом в Петербурге еще пару лет назад сложился устойчивый круг поклонников, которых подогревали не только солнечные ароматы напитков, но и весьма умеренные цены на них, по сравнению с европейскими марками.
Однако в последнее время и южно-американские поставщики почувствовали уколы конкуренции, в частности, от виноделов Туниса. Их продукция пока мало известна. Однако она подкупает своими ценами. А сорта винограда, которые используют для их приготовления, были когда-то вывезены из долины Роны. И специалисты предсказывают всплеск спроса на красные вина с ярким фруктовым букетом из этой североафриканской страны.
Несколько меньше шансы на популярность у вин из Иордании, которые недавно дебютировали в Москве. Однако и они могут занять свое место на полках винных магазинов столицы, а затем продвинуться и в Петербург.
Намерены расширить свое присутствие на российском рынке и производители из Италии. В ней производят как виноматериалы (в первую очередь для вермутов), так и высококачественные бутилированные вина. Причем в южных провинциях Италии прослеживаются те же тенденции, что и во Франции. Только причина несколько банальнее: постепенно сокращаются правительственные субсидии крупным кооперативам, которые доминируют среди производителей.
Однако в дальнейшем стратегия виноделов может измениться: кооперативы вынуждены дешево распродавать часть своих виноградников. А их охотно скупают новые инвесторы, ориентированные на выпуск добротных, но недорогих вин. В частности, именно они стали задавать тон виноделию в Апулии. И как следствие - увеличение оттуда поставок в Россию.
Специалисты ожидают рост потребления на отечественном рынке качественных, но не очень дорогих вин. Особого ажиотажа в связи с его интенсивным освоением иностранными компаниями не наблюдается. Пока российский рынок просто насыщается разнообразной продукцией и сегментируется.
Этому же способствует интенсивное развитие крупных торговых сетей, которые стремятся насытить прилавки не столько дешевым, сколько качественным вином. И одновременно выделиться среди других сетей. В результате выбор - богатый, но восходящих звезд среди `домашних вин` нет. Европейские вина не потеряли своих приверженцев. А мода на восточный стиль и южную экзотику переросла в устойчивый спрос.
Усиление конкуренции ожидается в перспективе, когда российские потребители станут лучше разбираться в особенностях вин. Впрочем, свои поправки способна внести и госполитика по отношению к импортной продукции. Пока существуют акцизные склады, поставщики зарубежного вина находятся в несколько лучшей позиции, чем отечественные производители. Однако никто не знает, какие правила введут завтра.
Главная проблема российских компаний - устойчивое недоверие россиян к качеству их продукции. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, до 70% вин на прилавках магазинов страны - контрафактные. Неудивительно, что отечественные потребители `домашних вин`, как правило, предпочитают покупать их только в специализированных магазинах. Ведь слишком дешевой продукции в этом сегменте рынка быть просто не может. Тем не менее на прилавках она появляется. Понятно, что дегустация содержимого таких бутылок вряд ли способна доставить истинное удовольствие. |