В конце апреля 2005 года на Северо-Западе РФ была открыта летняя навигация по водным путям РФ. В мае массовое движение речного флота началось практически по всем голубым дорогам
В навигацию 2005 года ожидается рост речных грузопотоков, которые в 2004 году, в свою очередь, увеличились до 112,9 млн тонн грузов (+8,1% к 2003-му). Основная прибавка получена за счет увеличения объемов транспортировок генеральных грузов. Причем в каботаже они прирастали быстрее, чем на экспортно-импортных направлениях. Нормализация работы лесопромышленного комплекса позволила увеличить сплав леса в плотах до 2,2 млн тонн (+5,4%).
В 2004 году среди крупных компаний наилучшие показатели по объемам грузоперевозок на Северо-Западе РФ продемонстрировали ОАО `СК `Волжское пароходство` и `Северное речное пароходство`, а также флот ОАО `Ярославский порт`. По программе северного завоза было доставлено 11,6 млн тонн грузов.
Перевозки водным транспортом в Ленобласти увеличились до 6,7 млн тонн (+19%). Основная их доля выполнена флотом ОАО `Ленинградский речной порт` (контролируется группой `ЛСР`), которое располагает 18 теплоходами типа `Невский` и 2 землесосами типа `Ленинградский`.
По Волго-Балту перевозили в основном лес, черные металлы, стройгрузы и удобрения, а суммарные грузопотоки достигли 17,6 млн тонн (+6%), что, по оценкам Минтранса РФ, соответствует предельной пропускной способности трассы. А, по подсчетам судовладельцев, величина простоев из-за перегрузок при проходе Волго-Балта такова, что эквивалентна выводу из эксплуатации за летнюю навигацию 30 теплоходов грузоподъемностью 5 тыс. тонн. Получается настоящее столпотворение на реках.
В Минтрансе РФ для решения этой проблемы до 2010 года предстоит выполнить модернизацию основных участков, которые сдерживают дальнейший рост перевозок. Предполагается ввести в строй вторую нитку Кочетовского шлюза. Стоимость проекта - 1,7 млрд руб., срок окупаемости - 8 лет. Окончание реализации проекта завершит подготовку к открытию очередной части глубоководной речной системы РФ для иностранных перевозчиков. Проект задуман как пример государственно-частного партнерства (ГЧП) и в рамках частичной коммерциализации объектов внутренних водных путей.
По проекту сооружения второй нитки Нижнесвирского шлюза обоснование инвестиций ожидается до конца 2005 года. Ориентировочно потребуется не менее $200 млн инвестиций, которые будут также привлекать по схемам ГЧП.
Увеличит пропускную способность Волго-Балта и реконструкция Нижнесвирского гидроузла, в створе которого построят вторую шлюзовую камеру. Полная стоимость строительства оценивается в 2,2 млрд руб.
Недавно в Минтрансе РФ пообещали решить проблему с модернизацией Кочетовского гидроузла в навигацию 2006 года: составлен опережающий график строительства второй нитки шлюза, который выполняется. В связи с этим в министерстве в 2005 году будут просить выделения дополнительно 500 млн руб.
Намечена также реконструкция Городецкого гидроузла, где появится третья ступень судоходных шлюзов. Стоимость проекта - 2,3 млрд руб., срок окупаемости - 14 лет. Правда, с финансированием проекта возникли проблемы из-за особенностей режима использования Чебоксарского водохранилища.
Как ожидается, перечисленные меры улучшат характеристики водного ответвления международного транспортного коридора Север - Юг (Петербург - Астрахань), увеличат коэффициент использования провозной способности флота и скорость прохождения по рекам и каналам.
Вместе с тем в Федеральном агентстве речного и морского транспорта вынуждены признать, что разработанных мер по модернизации внутренних водных путей недостаточно для резкого увеличения объемов грузоперевозок по Волго-Балту. И в целом состояние уникальной транспортной системы продолжает ухудшаться.
Существующий объем финансирования обеспечивает качественное содержание только 25% трасс, или 24 тыс. километров водных путей. Выделенных в 2005 году средств хватит для закупки лишь 38% необходимого количества топлива для вспомогательного флота отрасли, финансирование углубительных работ по сравнению с 2002-м уменьшилось на 40%; у 31% напорных гидротехнических сооружений - нормальный уровень безопасности, у 58% - пониженный, у 10% - неудовлетворительный и у почти 1% - в аварийном состоянии. Из 248 ворот 110 шлюзов в работоспособном состоянии находится только половина. Техническое состояние 32% оценивается как ограниченно работоспособное, 9% - как предаварийное и еще 9% - как аварийное.
Для компенсации дефицита средств на текущее содержание внутренних водных путей и гидросооружений ежегодно в дополнение к нынешним 2 млрд руб. требуется еще не менее 1,2 млрд руб.
|