В Петербурге 3 июня откроется выставка `Финансовые услуги для населения`. Подобные проекты еще не имеют столь богатой истории, как выставки продовольствия, книг или модной одежды, да и отношение к ним пока неоднозначное. Причина, надо полагать, в специфике темы.
Утоляя потребительский голод, граждане России упорно отказываются вникать в тонкости обращения с `товаром товаров` - деньгами. Попытки внедрить в обиход понятие `финансовый супермаркет` до сих пор к заметному результату не привели. Мысль, что деньги можно покупать и продавать так же, как любой другой товар, пока кажется почти крамольной.
Негосударственные пенсионные фонды уже который год твердят о том, что население их `в упор не видит`. Управляющие паевыми инвестиционными фондами указывают, что, хотя доверенные им капиталы растут, численность пайщиков увеличивается медленнее: в стране сложилась тоненькая прослойка частных инвесторов, которые увлеченно играют своими накоплениями, а вот ряды новичков растут, но не так быстро.
Даже банкиры, которым на фоне других `бойцов финансового фронта` грех жаловаться (к началу 2005 года, по данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов, на депозитах частных лиц было в 20 раз больше денег, чем в ПИФах, и в 440 раз больше, чем в общих фондах банковского управления), нет-нет да и упрекнут соотечественников в том, что они излишне недоверчивы и всем существующим банкам до сих пор предпочитают стеклянные.
Что ж, на все нужно время. В том числе и на воспитание привычки к тому, что деньги - тоже товар. Мы спокойно принимаем то, что любая купленная вещь немедленно начинает обесцениваться, но, приобретая деньги в виде акций, паев или счетов, хотим только одного - их преумножения. А когда это не происходит, обижаемся и готовы винить в происходящем кого угодно, кроме самих себя.
Между тем специфика денег в том и заключается, что они требуют нашего неусыпного внимания и расчетливости, умения читать, слушать и делать самостоятельные выводы, то есть постоянно работать с информацией. Пока привычка следить за биржевыми котировками или колебаниями цен на паи не станет обыденной, как прослушивание прогноза погоды, едва ли можно ждать позитивных результатов от работы на финансовом рынке.
Надо хорошо понимать: нельзя перекладывать заботу о своих кровных на чьи-то плечи. Надо понимать, что не во всех банках и управляющих компаниях работают отличники, что где-то нашли пристанище и троечники от бизнеса, которые вряд ли способны показывать блестящие результаты. Надо понимать, что не всегда экономическая конъюнктура будет благоприятна и не у каждого финансиста есть доверенный человек во власти, который вовремя шепнет, что через пару дней олигарху Иванову будет устроено `маски-шоу`, и надо поторопиться сбыть акции его компании. И надо стараться побольше узнавать и понимать самим.
А посему, если вы имеете желание и возможность работать со своими деньгами, не поленитесь и загляните на финансовую выставку. Даже если вам там ничего не приглянется, расстраиваться не надо. Как говорят мудрые китайцы, самая длинная дорога начинается с первого шага. |