Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Рост цен привел к стагнации - ЭиВ N 18 (555)
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Рост цен привел к стагнации
No. 18 (555) 23.05.2005
Юрий СЕРГЕЕВ
На региональном рынке металлов начинается `высокий` сезон: лето - традиционное время, когда заметно вырастает спрос со стороны основных потребителей - естественных монополистов и строительных компаний, которые увеличивают объемы работ и создают резервы на зиму. Не случайно по итогам лета обычно можно судить, с какими результатами закончат год ведущие участники рынка



Аналитики считают петербургский рынок металлов высококонкурентным. Сейчас на нем действует около 200 компаний, в числе которых - как самостоятельные региональные трейдеры, так и представительства торговых домов предприятий-производителей, и местные отделения сбытовых сетей. По данным компании `Севзапметалл`, потребление металлопроката на петербургском рынке в 2004 году составило около 1,1 млн тонн, а в Ленобласти - 300-350 тысяч тонн (здесь и далее приведены оценки, высказанные на конференции `Рынок металлов Северо-Западного региона`, прошедшей в марте 2005 года в Петербурге).

Большинство экспертов сходятся во мнении, что 2005 год должен стать переломным для рынка металлов. Жесткая ценовая конкуренция, дальнейшее продвижение на вторичный рынок ведущих металлургических компаний и усиливающееся давление внешних факторов, прежде всего - колебаний спроса со стороны ведущих мировых потребителей и производителей, осложнят положение независимых трейдеров, сделав для некоторых из них неизбежным укрупнение или даже уход с рынка.

Изменения в характере рыночного спроса диктуют, что в ближайшее время ведущим участникам рынка потребуется значительно расширить спектр услуг в том случае, если они не хотят утратить нынешних позиций. Во многом эти перемены обуславливаются меняющимися запросами строительного комплекса. Так, современные технологии предусматривают, что стальные каркасы зданий должны изготавливать не на стройплощадке, как это практикуется сегодня, а у поставщика арматуры. Компании, прокладывающие водопроводы и тепловые сети, предпочитают закупать уже покрытые изоляционным материалом трубы.

Ведущие металлоторговцы уже начинают подстраиваться под меняющиеся запросы строителей, а трубные дилеры - устанавливать долгосрочные отношения с изоляционщиками.

Тем не менее, как отмечают специалисты, даже в таких городах, как Москва и Петербург, объем спроса пока не оправдывает создания сервисных металлоцентров западного типа, которые предусматривают оказание широкого спектра услуг и установку дорогостоящего специализированного оборудования. На сегодня даже крупные компании продолжают выполнять основной объем работ по оказанию клиентам дополнительных услуг своими силами, сохраняя для этого целые цеха и штаты квалифицированных рабочих. Отчасти эта тенденция обусловлена пока недостаточным спросом на услуги специализированных сервисных компаний, отчасти - психологическим фактором: свойственным многим представителям российского бизнеса стремлением сосредотачивать в своих руках максимум процессов и ни от кого не зависеть.

Как уже неоднократно писала `Экономика и время`, в 2004 году на отечественном рынке металлов был зафиксирован беспрецедентный для некризисного периода рост цен, в результате которого большинство производителей и трейдеров смогли получить высокую прибыль, а общий объем потребления впервые за несколько лет остался неизменным.

Стагнация спроса - достаточно тревожный симптом для отрасли, которой в ближайшем будущем пророчат заметное снижение рентабельности, а именно такие прогнозы чаще всего высказывают в отношении металлоторгового бизнеса. И первые негативные результаты ценового скачка уже успели появиться: начало 2005 года было отмечено кризисом неплатежей, да и показатели ряда трейдеров оказались далеки от ожидаемых.

Перспективы развития металлоторговли в Петербурге и Ленобласти многие участники рынка связывают, прежде всего, со строительным комплексом, в частности с реализацией крупных инфраструктурных проектов, таких как кольцевая автодорога вокруг города на Неве и портовые комплексы в Финском заливе.

В то же время маркетологи ассоциации `Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада` считают, что городской рынок первичного жилья в ближайшие годы будет работать достаточно неровно. В 2005 году можно ожидать, что суммарная площадь введенного в эксплуатацию жилья, по сравнению с предыдущими годами, увеличится и составит около 2,5-3 млн квадратных метров, в 2006 году показатели останутся неизменными, а вот с 2007-го ожидается резкий спад - в 1,5-2 раза.

Насколько ощутимыми будут эти колебания для металлоторговцев, говорят следующие данные. В себестоимости жилых домов металл составляет от 5% до 20%. Емкость регионального строительного рынка сегодня оценивается в $2 млрд в год. Таким образом, если брать усредненный показатель, то строительный сектор ежегодно потребляет металлоизделий на $100 млн. Примерную стоимость падения объемов жилищного строительства в 1,5-2 раза нетрудно подсчитать.

Определенной компенсацией спада в строительстве для металлоторговцев станет общий подъем спроса на их продукцию, который может стимулировать уменьшение ценовых колебаний до уровня инфляции, инвестиции в промышленность на государственном уровне, а также снижение кредитных ставок до международного уровня в 2-3% годовых. Это оптимистичный сценарий, согласно которому общий рост потребления может составить около 10% объема рынка.

Если же снова будут происходить ценовые скачки, подобные прошлогоднему, а промышленность так и не перейдет в стадию уверенного подъема, то возможен пессимистичный вариант, при котором произойдет, как минимум, 10%-е падение спроса.



Комментарий

Владимир Черкашин, директор Торгового дома `Санеста-Металл`:

- Год начался с неплохими результатами. По итогам

I квартала 2005 года наш Торговый дом увеличил продажи в тоннаже на 3%, прирост продаж в денежном выражении составил 37%. Что особенно приятно, наметилась и сохраняется тенденция увеличения числа клиентов (на 10%). На сохранение приверженности наших старых клиентов и привлечение новых партнеров направлена маркетинговая стратегия компании. О результатах II квартала говорить еще рано, но мы надеемся, что они будут не хуже.

Что касается трубного рынка в целом, здесь, на мой взгляд, ситуация более напряженная. `Год 2004-й - лучший год в истории металлургии` для западных и российских металлургов, совсем не стал таковым для трубников. Резко подскочившие цены на металл внесли заметный вклад в сокращение внутреннего рынка потребления металла зимой 2004-2005 года. В 2004 году производство труб в России сократилось, спад сохранялся и в начале 2005 года. Специалисты говорят о том, что производство труб в 2005 году в лучшем случае останется на уровне 2004-го. Продавцы металла также отмечают низкий старт начала 2005 года, стагнацию потребления, вызванную резким повышением цен на металлопродукцию.
Другие материалы рубрики
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
30.11.23Лекарство от экономического пессимизма
В первые годы рыночных реформ Петербург потерял сотни предприятий — об этом, как и о причинах случившегося, говорят и пишут уже больше двух десятков лет. Куда меньше известно, что за это же время в городе появились сотни новых российских компаний, причем многие были созданы буквально с нуля, с чистого листа, а сейчас имеют миллиардные обороты и входят во всевозможные «топы».
28.02.19Что имеем — не храним?
22.09.08Столичное шоу из Вологды
В Выставочном зале правительства Москвы прошла выставка-ярмарка `Вологодский продукт в Москве`. Она была организована департаментом продовольственных ресурсов, торговли и услуг Вологодской области
22.09.08Много молока не бывает
В течение пяти лет объемы производства молока в Ленинградской области должны вырасти на 30%, чтобы обеспечить потребности Петербурга и области
22.09.08Хороший климат дает результаты
Индекс промышленного производства в Псковской области превысил средней показатель по СЗФО
22.09.08`Петмол` отметил новоселье
14.04.08Новости промышленности
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru