В Петербурге постепенно меняются принципы реализации госполитики, связанной с поддержкой предпринимательства. Если раньше приоритет отдавали наполнению `янтарной корзины` протекционизма (выделение субсидий и льгот), то теперь акцент чаще ставят на `зеленой корзине` (меры по совершенствованию инфраструктуры бизнеса). Заметим, что затраты на `зеленую корзину`, в отличие от затрат на `янтарную`, не подпадают под регулирование правилами ВТО. Не случайно ее доля в США и странах ЕС постоянно растет. В России начинают поступать так же. Именно в этом ключе в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) реализуют свою концепцию развития взаимодействия петербургских предприятий с монополистами. Подробнее об этом - в беседе с председателем КЭРППиТ Владимиром Бланком
- Владимир Викторович, известно, что в комитете накоплен опыт совершенствования инфраструктуры партнерства петербургских предприятий с российскими монополистами. В первую очередь - с ОАО `РЖД`. На каких принципах строится это партнерство?
- В плане мероприятий по развитию промышленного потенциала города на 2005-2007 гг. есть раздел `Содействие продвижению продукции организаций промышленности Санкт-Петербурга на рынках сбыта`. В нем определены ориентиры городского правительства по созданию условий для расширения ареала сбыта товаров, выпускаемых петербургскими предприятиями. И освоение рынков, образуемых монополиями, - составная часть программы, которую реализуют в КЭРППиТ.
Для этого же создают рабочие группы. Такая деятельность приносит плоды. Они особенно заметны на примере Октябрьской железной дороги - филиала ОАО `РЖД`. На недавнем заседании рабочей группы подводились промежуточные итоги взаимодействия ОЖД с промышленными предприятиями Петербурга. В 2004 году железнодорожники заключили 200 договоров с предприятиями города почти на 3 млрд руб. Реализуется несколько крупных долгосрочных программ - с ОАО `Экспериментальный завод `ХК `Ленинец`, `Электросила` и `Звезда`, с ЗАО `Технические системы и технологии`.
За 4 месяца 2005 года подписано 76 контрактов на 500 млн руб. Как видите, и в этом году дан хороший старт развитию сотрудничества. Ведь нынешний объем заказов значительно больше того, что был в январе - апреле 2003-го. Кроме того, оптимизм вселил сам характер диалога, который состоялся на апрельском региональном совещании, проведенном КЭРППиТ с участием президента ОАО `РЖД` Геннадия Фадеева. В нем участвовали свыше 70 представителей петербургских производителей, заинтересованных в заключении контрактов с железнодорожниками. До этого, в феврале, специалисты `Росжелдорснаба` провели семинар для руководителей, юристов и менеджеров промпредприятий. А в марте с ними встречались еще и специалисты снабженческой службы ОЖД. Задача подобных мероприятий - расширить круг участников программ сотрудничества с железнодорожниками, сделать для них понятнее правила игры.
Второй круг проблем, которые решает рабочая группа, связан с контролем выполнения уже подписанных договоров. Известно, что процесс согласования интересов заказчика и исполнителя сложен. У каждой из сторон могут быть свои претензии, своя точка зрения на партнерство. И здесь задача специалистов КЭРППиТ - проанализировать ситуацию и предложить оптимальные варианты решений. Для этого, в частности, исследовался механизм привлечения предприятий ОАО `ХК `Ленинец` к производству продукции для железнодорожников.
- Пригодна ли найденная в КЭРППиТ модель партнерства с железнодорожниками для взаимодействия с другими монополистами?
- Разумеется. В таком русле, например, налаживаются контакты с ОАО `Газпром`. В 2004 году предприятия Петербурга поставили продукцию и оказали услуги `Газпрому` на сумму более 4 млрд руб. Среди крупнейших поставщиков - филиал ОАО `Силовые машины` `Завод турбинных лопаток`, `Звезда-Энергетика`, `Пролетарский завод`, `Невский завод`, ООО `Альстом Пауэр Невский` и `Турбокрон` (дочернее предприятие ФГУП `Кронштадтский Морской завод`)...
- Впервые со среднесрочной программой развития газовой отрасли страны, как и с аналогичными планами российских стальных магистралей, предприниматели Петербурга смогли ознакомиться на выставке `Российский промышленник-2004`. Связано ли развитие сотрудничества с монополистами с решениями прошлогоднего форума, который проходил в рамках выставки?
- На форуме были уточнены сферы взаимодействия. А дальше важно было перейти от деклараций о намерениях к реальным механизмам партнерства. Так развивались отношения с ОАО `РЖД`. Так налаживается взаимодействие с `Газпромом`. Например, в Петербурге прошел семинар с участием менеджеров компании и руководства ООО `Газкомплектимпэкс` - службы централизованного снабжения компании. На него пригласили представителей 150 предприятий Петербурга, которые смогли поближе ознакомиться с комплексом корпоративных стандартов ОАО `Газпром` и его системой управления качеством.
Предстоит целая вереница мероприятий, реализуемых в соответствии с соглашением о сотрудничестве между правительством города и `Газпромом`. Контролировать ход его выполнения поручено рабочей группе с участием специалистов КЭРППиТ, ОАО `Газпром` и крупнейших организаций - поставщиков продукции для нужд нефтегазового комплекса.
Оценить предварительные итоги работы в 2005 году в ООО `Газкомплектимпэкс` обещали на выставке `Российский промышленник-2005` - на заседании `круглого стола` в рамках конгрессной части форума. Кроме того, они будут отражены на стенде, который `Газпром` намерен разместить на выставке. Так что модель взаимодействия, опробованная с ОАО `РЖД`, находит свое применение и в отношениях с другими монополистами. |