Осенью 2005 года будет сформирована система страхования вкладов населения. И, как сообщил на встрече с прессой в Петербурге, состоявшейся в Ассоциации банков Северо-Запада, заместитель генерального директора государственной корпорации `Агентство по страхованию вкладов` Андрей Мельников (на снимке), к этому моменту в системе будет аккумулировано примерно 15-17 млрд руб.
Государственная корпорация начала работать в январе 2004 года. Сегодня в ней 340 сотрудников. Часть из них занята реструктуризацией 20 банков, объявленных банкротами. По словам Андрея Мельникова, в 2005 году вряд ли стоит ожидать страховых случаев, поскольку отбор участников системы ЦБ проводит довольно жесткий. Выплаты же по вкладам рухнувших банков будут осуществляться по временному закону, принятому в прошлом году. По нему установлен лимит в 100 тыс. руб. Но расчеты будут проводить не через 14 дней, как по Закону о страховании вкладов, а в обычном порядке.
На сегодня членами системы страхования стало 829 банков (в 2004-м подали заявки 1142 банка), в том числе 35 - петербургских. Определить число не принятых в систему сложно, так как некоторые кредитные организации забрали свои заявления под разными предлогами, а часть банков отправили на `переэкзаменовку`.
Члены системы обязаны ежеквартально отчислять 0,15% от средней величины вкладов в общую копилку. Это и будет основной источник компенсационных выплат, или, как любят говорить представители агентства, `священная корова`, чье `молоко` предназначено только на выплаты по возмещению депозитов. Еще один источник - имущественный взнос РФ. На сегодня в фонд страхования из федерального бюджета перечислено 5,5 млрд руб. И, наконец, третий, пока не очень раскрученный, источник - это капитализация доходов от размещения аккумулированных в системе страхования средств. Существует положение об инвестировании, утвержденное советом директоров агентства, в соответствии с которым можно делать вложения в государственные облигации, в том числе и иностранные, в депозиты и ценные бумаги ЦБ, в ипотечные ценные бумаги, а также в акции и облигации корпоративных эмитентов.
Пока средства фонда направляют преимущественно в государственные ценные бумаги, сообщил А. Мельников, поскольку Минфин РФ до сих пор не установил критерии отбора корпоративных бумаг.
Установленный лимит выплат по вкладам рассчитан на массового вкладчика. Делая такое заявление, агентство опирается на социологическое исследование, проведенное совместно с Центром социального прогнозирования. Оно показало, что средний размер вкладов в РФ составляет 20-24 тыс. руб. (в Москве и Петербурге - выше). Без учета остатков средств на карточных счетах в целом доля депозитов до 100 тыс. руб. доходит до 75-80% от общего объема размещенных в банках средств населения.
Кстати, лимит выплат в РФ согласуется с общемировым показателем, согласно которому принятый предельный размер выплат должен соответствовать 15-16 средним значениям оплаты труда. Разница лишь в том, что по уровню часовой зарплаты РФ в мире (данные 2003-2004 гг.) занимает скромное 40-е место.
Сейчас агентство приступило к формированию сети банков-агентов, через которые предстоит проводить выплаты. По словам А. Мельникова, под существующие критерии подпадают 150-200 банков, из них надо выбрать 50. Заявки на получение статуса агента поступили от двух кредитных организаций.
Для банков агентские функции не очень выгодны (работать надо будет только в момент наступления страхового случая), видимо, этим и объясняется некоторая пассивность потенциальных участников. Надо отметить, что государственная корпорация ведет параллельно переговоры с Федеральной почтовой службой на предмет ее подключения к выплатам по системе страхования вкладов.
После того как прояснится ситуация с инвестиционной декларацией, государственная корпорация займется созданием сети управляющих компаний. По словам А. Мельникова, в штате агентства нет сегодня специалистов, которые бы могли работать с корпоративными ценными бумагами. Агентство стоит перед выбором: набирать профессионалов в этой области, либо воспользоваться услугами управляющих компаний.
Предпочтительным в агентстве считается второй вариант. И, как отметил А. Мельников, УК будет не одна.
В ходе семинара, который государственная корпорация провела в Петербурге для банков - участников системы, был задан вопрос, во сколько обходится ее содержание. В 2004 году эти расходы, по словам заместителя генерального директора, составили 174 млн руб., а в 2005-м они превысят 200 млн руб.
`Банки нас не кормят`, - подчеркнул чиновник. Агентство использует главным образом деньги, выделенные из федерального бюджета, а также доходы, полученные от размещения средств в госбумагах. В прошлом году деньги были израсходованы в основном на приобретение оргтехники и программ. В 2005-м в агентстве намерены расширить штат сотрудников.
Сейчас в фонде страхования, по данным агентства, находятся 8,3 млрд руб. Расчеты, проведенные специалистами корпорации, показали, что прогнозируемого объема средств на 2005 год (а это 15-17 млрд руб.) вполне достаточно для выплат, даже с учетом форс-мажорных обстоятельств, подобных тем, что наблюдались в 2004-м. В 2007 году в фонде будут сосредоточены уже 40 млрд руб. И, как сообщил на встрече в Петербурге А. Мельников, предложений о выделении в 2006-м денег, в том числе и в виде беспроцентного кредита, не предусматривается.
При наступлении страхового случая по закону выплатят только 100 тыс. руб. Оставшуюся сумму погасят в рамках процедуры банкротства и в соответствии с конкурсной массой. Как показали события в Содбизнесбанке, внешнее управление было введено с опозданием, что заставило держать вкладчиков в неведении относительно судьбы их сбережений.
Тогда заговорили о том, чтобы пошагово прописать процедуру вхождения ЦБ в проблемные банки. Но был ли решен вопрос до конца - неясно. По словам представителей государственной корпорации по страхованию вкладов, имеющих опыт по реструктуризации банков, жадность собственников не имеет предела: выносят порой все что можно, даже ластик.
Принятый Закон о страховании вкладов населения - не догма. Сейчас обсуждается ряд поправок, которые приведут его в соответствие с международными нормами. Многие из этих предложений поддерживают в Ассоциации банков Северо-Запада. Вполне актуально требование об индексации средств фонда с учетом инфляции.
По мнению вице-президента АБСЗ Виктора Титова, надо внести в закон положение об автоматической индексации. На сегодня действует норма, которая предусматривает изменение суммы предельных выплат при определенных обстоятельствах. `Если четко не прописать это в законе, то придется каждый раз выходить в Госдуму с предложением об изменении лимита, что будет накладно`, - считает В. Титов.
Есть сторонники расширения списка организаций, на которые бы распространялись гарантии государства по сохранности депозитов. Это малый бизнес, в том числе - предприниматели без образования юридического лица, общественные организации и даже НПФ. Предлагается дополнить функции агентства санацией банков, что вписывается в модную тему создания системы раннего реагирования в банковском сообществе.
При государственной корпорации страхования вкладов есть экспертный совет (в него входят и представители АБСЗ), где все эти новшества, очевидно, будут рассматривать. Возможно, лоббированием поправок займется петербургский Фонд обеспечения сохранности депозитов и вкладов в банках, судьба которого после принятия федерального закона остается неясной. О том, что такое предложение будут обсуждать учредители общественного фонда, сообщил генеральный управляющий Виктор Титов. |