Осенью прошлого года Новгородское муниципальное банно-прачечное предприятие отметило полувековой юбилей. И сегодня новгородская баня остается в своем роде одним из последних оплотов социализма в городе: здесь до сих пор сохраняют льготы для некоторых категорий граждан, а о приватизации бань и прачечных нет и речи
Из более чем двухсоттысячного населения города в неблагоустроенном жилье (общежитиях, частном секторе) проживают 10 тыс. семей, поэтому баня - предприятие социально значимое. До сих пор 50-процентная скидка на услуги бань действует для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I группы по общему заболеванию, инвалидов - малолетних узников фашистских концлагерей, инвалидов - жертв политических репрессий, а также в общих и душевых отделениях для детей до 7 лет. Причем 85% посетителей пользуются общими и душевыми отделениями, а значит, не способны позволить себе коммерческую помывку.
На тему социальной значимости бани для малоимущих и неблагоустроенных новгородцев при принятии бюджета депутаты даже не стали спорить и сразу отвели муниципальному банно-прачечному предприятию строчку на покрытие убытков - 4 млн рублей (хотя некоторым учреждениям вроде медицинского вытрезвителя пришлось доказывать свою социальную значимость, право на существование и бюджетные дотации).
Стоимость билета в баню в Новгороде - одна из самых высоких по Северо-Западу: 25 рублей в будни, 60 - в выходные. Тем не менее муниципальное унитарное банно-прачечное предприятие, в составе которого - 7 бань, 7 пунктов приема белья и 4 прачечные самообслуживания, несет серьезные убытки. Из-за отсутствия средств одна из бань - на ул. Хутынской - закрыта на ремонт с 1996 года, и новгородцы регулярно бомбардируют власти письмами с вопросами о том, когда же наконец ее откроют.
Баня на Дмитриевской (родоначальница всего Новгородского банно-прачечного предприятия), по заключению `Территориального экспертного базового центра`, находится в аварийном состоянии, и для сохранения самого здания послевоенной постройки необходимо изменить его назначение, `исключив из технологии мокрые процессы`.
Еще две бани, по `возрастным` нормативам, нуждаются в капитальном ремонте. Как отметил депутат городской Думы Виктор Кузнецов, банная тема поднималась на заседаниях депутатских комиссий. В администрации и городской Думе рассматривается вопрос о продаже здания бани на Дмитриевской с изменением профиля использования объекта и о направлении вырученных денег на реконструкцию бани на Хутынской. Однако принятие решения - дело не одного дня.
По информации директора МБПП Нины Чиркиной, городские бани не сидят целиком и полностью на шее городского бюджета: помимо традиционных профильных услуг (сауны, отдельные номера с бассейнами, стирка белья и подушек), предприятие открыло платную стоянку, занимается производством мебели, деревообработкой и даже - продвижением своих услуг путем участия в общегородских выставках, проводимых торгово-промышленной палатой.
Тем не менее при ежегодном росте стоимости билетов (за 4 года - в 6 раз) и бюджетном дотировании предприятие терпит убытки. На конец 2004-го, с учетом прошлых лет, сумма непокрытых убытков составила около 10 млн рублей. Оно и понятно: с 2000-го по 2004 год финансирование предприятия сократилось в 2,4 раза. Стоимость билета выросла в 6 раз, а посещаемость сократилась с 435 до 310 тысяч человек в год.
Придет ли частный бизнес в банно-прачечную сферу? Начальник управления развития малого и среднего бизнеса городской администрации Станислав Перилов сказал: `До сих пор у новгородских предпринимателей не возникало желания заниматься банным бизнесом - слишком сфецифичен этот вид деятельности, он требует специально оборудованных помещений, которые вряд ли возможно размещать в жилом фонде. Безусловно, в городе есть десятки частных саун, и даже сотни, если учитывать все спортивные клубы и кафе. Но в таких заведениях помывочная деятельность скорее сопутствующая, чем профильная`.
Скепсис по поводу прихода в эту сферу частного бизнеса вполне понятен: оказание социальных услуг (а именно этим и занимается банно-прачечная отрасль) вряд ли способно принести прибыль. Тем более что богатый клиент в наше время предпочитает построить загородный дом с баней, чем ходить в общественное заведение. Показательно, что несколько лет назад в Новгороде рассматривали другой проект тепловодного бизнеса - аквапарк в северной части города. Однако, тщательно все просчитав, иностранные инвесторы пришли к выводу: слишком мал город, окупаемость проекта затянется на долгие годы. Проект был забыт. |