По примеру Страсбурга в двух спальных районах города были организованы две мини-мэрии - городские отделы по работе с населением, специалисты которых, опираясь на местную общественность, совместно решают вопросы благоустройства и жизнеобеспечения территорий. Поддержанное Евросоюзом начинание было признано успешным: до конца нынешнего года к двум новгородским мини-мэриям прибавят еще три
С самого начала реализации проекта его главной идеей было приблизить власть к народу, а народ - к власти. Забюрократизированность исполнительных органов - давняя, и не только российская, проблема. Потому руководителями мини-мэрий стали не городские чиновники, а неформальные лидеры микрорайонов, работавшие ранее на общественных началах и получившие теперь новый статус.
Новые городские структуры, расположившиеся на свободных муниципальных площадях образовательного центра `Диалог` и детского сада N 87, получили в свое распоряжение хорошо оборудованные офисы, дополнительные полномочия и массу забот, делегируемых населением. Помочь в организации ТСЖ, починить крышу, поставить домофоны, построить детскую площадку, проконтролировать вывоз мусора, найти спонсоров для `Праздника двора` - со всеми этими и многими другими вопросами жители двух микрорайонов Великого Новгорода идут теперь не в главное здание мэрии, а поближе к дому - в территориальные отделы по работе с населением.
Под патронатом одного из них - `Западного` - находится крупнейший в городе район многоэтажек с населением 42 тысячи человек. Руководитель `Западного` Владимир Сорокин свою работу в качестве `мини-мэра` начал с подробного хозяйственного аудита подведомственной территории: теперь все дома и многих его жителей, не раз обращавшихся с жалобами на нерасторопность муниципальных коммунальных служб, ссылающихся на нехватку средств, он знает в лицо. Знает проблемы и старается их решать, являясь своеобразным буфером между населением и коммунальщиками. Приходится и ругаться, и настаивать, и договариваться.
В последнее время ситуация стала меняться. Несмотря на то что средств в МЖЭП не прибавилось, количество жалоб в их адрес сокращается.
`С недавних пор у нас создан совет района, куда входят председатели ТСЖ, старшие по домам и подъездам, представители общественности и бизнеса, депутаты городской Думы - всего 140 человек. Всем вместе нам удается не только отстаивать интересы населения, контролировать работу коммунальных служб, но и сотрудничать с ними, организовывать совместные акции по ремонту домов и благоустройству прилегающих территорий, проводить субботники и праздники. Мы вернулись к забытой практике общественных рейдов. Совместно с городским комитетом торговли и комитетом по архитектуре и градостроительству проверяем: соблюдают ли правила торговли владельцы павильонов? Вывозят ли мусор? Не мешает ли бизнес жильцам? Не загораживает ли проезд несанкционированная парковка транспорта?` - прокомментировал Владимир Сорокин.
Поначалу предприниматели настороженно относились к инициативам территориального самоуправления. Однако сегодня бизнес расценивает его не только как настырного общественного контролера, но и как перспективного делового партнера и потенциального клиента. Новый Жилищный кодекс открывает предпринимателям широкие перспективы сотрудничества с общественностью и муниципалитетом - от участия в ТСЖ до обслуживания жилого фонда и создания управляющих компаний.
Уже сегодня в мини-мэрии и советы районов обращаются десятки фирм с коммерческими предложениями по ремонту зданий, благоустройству и охране придомовых территорий. На собраниях в мини-мэрии их подробно рассматривают, выбирая наиболее эффективные варианты сотрудничества.
`Главная функция мини-мэрии - быть организатором и координатором территориального самоуправления. В идеале хозяином района должен стать совет района. Наверное, нам еще далеко до идеала, но я рад, что менталитет людей меняется. Они начинают чувствовать себя хозяевами и отвечать за свои решения`, - сказал В. Сорокин. |