Еще немного - и стартует очередной марафон длиною в месяц с лишним, имя которому - `вступительная кампания в вузы`
Проблема выбора вуза всегда стояла перед и абитуриентами, и их родителями. Хорошо, если молодой человек еще в школе знает, кем хочет быть, но таких меньшинство. Чаще всего `куда пойти учиться` выбирают, руководствуясь советами сверстников или старших, модой и еще множеством других резонов, среди которых здравый смысл как-то теряется.
Казалось бы, что проще: будущая профессия должна быть интересной и перспективной, приносить моральное и материальное удовлетворение. Это те базовые критерии, по которым несложно попасть если и не в десятку, то уж близко к ней. Но это - теория. А что на самом деле знают абитуриенты о тех вузах, в которых им предстоит учиться?
Иначе говоря: куда идем? Что за фасадом университета, который в итоге был выбран?
В рыночной экономике российские вузы - самоучки. Позволить себе нанять хороших менеджеров они не могут, поэтому учиться продавать свои услуги приходится по ходу дела. Одним помогает наработанный в прошлые годы имидж, другим - умение схватывать на лету, третьим - связи, четвертым - интуиция... и так далее. И, конечно, реклама - двигатель торговли: прежде всего - хорошо знакомые слоганы о `многолетних традициях`, об `авторитетных научных школах`, об `академиках и героях`, когда-то учившихся здесь. Из всего этого складываются имидж и брэнд, узнаваемая марка, на которую, как мотыльки на свет, слетается молодежь.
А что за брэндами? Даже сами ректоры, лучше которых вроде бы никто высшую школу не знает, открыто говорят, что объективных критериев, по которым можно оценить вузы, пока нет. Уровень зарплаты выпускников? Но это показатель в значительной степени конъюнктурный, ибо сегодня повышенный спрос на одних специалистов, завтра - на других. Сведения о трудоустройстве? Тоже не показатель: кто скажет, сколько людей нашли работу благодаря диплому? Число остепененных преподавателей и профессорско-преподавательских публикаций? Тоже весьма субъективные факторы.
Так и получается, что, стоя на пороге даже самого знаменитого и заслуженного вуза, никто не может заранее знать, каким он выйдет специалистом. Парадокс, но образование, по сути, став товаром, на самом деле таковым не является и не будет являться. Мало поступить в вуз, надо приложить максимум усилий, чтобы самому воспользоваться всеми его преимуществами. |