Полномочия властей в стране разграничиваются. Но далеко не всегда процесс передачи новых функций с одного уровня на другой подкрепляют перераспределением средств
Именно так случилось с 47 учреждениями профобразования, которые Федеральный центр с начала нынешнего года передал Ленобласти. Никаких дополнительных трансфертов область при этом не получила и оказалась в весьма сложном положении.
За последние годы областное правительство удвоило бюджетные ассигнования на систему образования. В 2005 году, с учетом детских дошкольных учреждений, они составят 4,3 млрд руб., что на 25% превышает уровень финансирования прошлого года. С учетом того что в целом затраты на социальную сферу возрастут на 37%, можно говорить о весьма напряженных бюджетных обязательствах Ленобласти.
Несмотря на дефицит ресурсов, на совещании по вопросам профобразования губернатор Ленобласти Валерий Сердюков подчеркнул: область не заинтересована в закрытии лицеев и училищ. Выходит, необходимо все же искать деньги на содержание еще почти полусотни учреждений, готовящих для субъекта рабочие кадры.
В 2004 году расходы федерального бюджета на подведомственные центру учебные заведения профессиональной сферы составили 425 млн руб. При этом был явный дефицит средств на приобретение оборудования и инвентаря, текущий и капитальный ремонт. Область решала эти вопросы энергичнее. Так, хозяйственные затраты федералов на одного учащегося составили в среднем 150 руб. в год. Область израсходовала на те же цели в учреждениях областного подчинения 850 руб. Разница существенная.
Комитет общего и профессионального образования учел это обстоятельство и представил по переданным субъекту РФ училищам финансовую годовую заявку на 600 млн руб. Эту сумму не смогли изыскать в напряженно сверстанном бюджете областные финансисты. Без ущерба для других отраслей им удалось `насобирать` лишь 300 млн руб.
Что же дальше? Поскольку о закрытии части профучилищ, перешедших под патронат области, речи не идет, то необходимо подумать о дополнительных мерах поддержки профучилищ. Нелишне вспомнить, например, подзабытую советскую практику, когда в финансировании расходов ПТУ активно участвовали базовые предприятия. Сейчас базовых предприятий нет. Зато есть компании и организации, прямо заинтересованные в подготовке молодежи, хорошо владеющей рабочими профессиями. О том, что это вполне реальный ресурс финансирования, подтвердил в ходе совещания вице-губернатор Григорий Двас. Он рассказал, в частности, о встрече с руководителями Киришской ГРЭС, которые готовы взять по свое `крыло` одно из училищ области.
Перспективы более активного подключения работодателей к помощи учреждениям профобразования основываются еще и на рыночных реалиях. По сути, госбюджет оказался в странной ситуации: он финансирует подготовку кадров для акционерных обществ, а также обществ с ограниченной ответственностью. То есть для коммерческих структур. Очевидно, логичнее было бы решать финансовые проблемы профобразования хотя бы на паритетных началах с предприятиями. При этом все становится на свои места. Бюджет исполняет свою социальную функцию, а работодатель заботится о собственном кадровом потенциале.
Другой вице-губернатор области, Александр Яковлев, считает целесообразным на два года ввести в сфере областного профобразования своего рода режим экономии: не предусматривать в сметах училищ капитальные расходы на ремонт и приобретение оборудования, решать эти вопросы лишь в рамках целевой программы капвложений. Что касается текущих расходов, то их можно было бы частично покрывать за счет доходов от предпринимательской деятельности учреждений профессиональной подготовки.
Желание сохранить училища, которое демонстрирует областное правительство, свидетельствует о том, что экономика области сегодня остро нуждается в молодых рабочих. Важно только, как подчеркнул на совещании В. Сердюков, чтобы профессиональные навыки молодежи отвечали реальным потребностям субъекта РФ. Что имеется в виду? Отход от `валового` принципа подготовки учащихся, точный учет, в рабочих какого профиля нуждаются конкретные отрасли и территории. Именно такой подход должен быть положен в основу госзаказа для системы профобразования.
Проектные проработки такого госзаказа, представленные комитетом общего и профессионального образования, вызвали у участников совещания ряд принципиальных замечаний. Скажем, по данным служб занятости, потребность в слесарях в области оценивается в 1700 человек. А проект госзаказа предусматривает подготовку лишь 660 рабочих по этой профессии. А вот кассиров, продавцов, парикмахеров требуется вдвое меньше, чем указано в документе.
Не устраивает исполнительную власть области и тот факт, что некоторые предприятия, использующие прогрессивную технику и технологии, отправляют молодежь на обучение за границу. Это говорит, в первую очередь, о необходимости качественной перестройки материально-технической базы учреждений профобразования, создании современных учебных мест для будущих рабочих на таких производствах. Решить все эти вопросы без активного участия промышленного сектора области в сжатые сроки, естественно, не удастся. |