В ГУП `Водоканал` и `ТЭК Санкт-Петербург` подготовлены предложения для петербургских предприятий по поставкам продукции, в которой нуждаются монополисты. Они были представлены 28 апреля на заседании совета Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты
Напомним, что первым из монополистов сделала шаг навcтречу промышленникам города Октябрьская железная дорога (ОЖД) - филиал ОАО `РЖД`. И чуть ранее, 26 апреля, на заседании рабочей группы по взаимодействию с ОЖД с участием специалистов Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга (КЭРППиТ) как раз подвели итоги очередного этапа развития партнерства железнодорожников с петербургскими предприятиями. В первую очередь планировалось увеличить объемы закупок для стальных магистралей продукции ОАО `ХК `Ленинец` и `Электросилы` (филиала ОАО `Силовые машины` в Петербурге).
В этих компаниях смогли удовлетворить требования ОАО `РЖД` по ресурсосбережению и импортозамещению, которые установлены в программе модернизации подвижного состава. Кроме того, в ОЖД организовали сервисные центры по обслуживанию электронной аппаратуры в локомотивных депо, что, в частности, привело к увеличению поставок аппаратуры `Экспериментального завода` (входит в `ХК `Ленинец`). В I квартале 2005 года, по сравнению с тем же периодом 2004-го, эти закупки выросли на 8,6%, а во II квартале планируется их рост уже в 4,4 раза...
Очередной шаг в развитии партнерства с предприятиями Петербурга сделало и ГУП `Водоканал`, в закупках которого в 2004 году их доля составила 4,7 млрд руб., или 42,7% от всех поставок промышленных изделий. Причем в качестве особенно эффективного партнера был назван завод `Арсенал`. Сейчас снабженцы представили список из 5,1 тыс. видов товаров, в которых нуждается `Водоканал` и готов их приобретать у петербургских компаний.
Предприниматели смогли познакомиться и с аналогичными запросами ГУП `ТЭК Санкт-Петербурга`. Энергетики сообщили, что в регионе приобретают около 40% промышленной продукции и практически все топливо и ГСМ. В адресной программе реконструкции котельных ГУП в 2005 году предполагается заменить 6 элементов аккумуляторных агрегатов, модернизировать 18 систем с паровыми котлами, 8 - с химическими установками, 4 - с деаэраторами, 11 - с теплообменными аппаратами и 56 насосных систем.
Выяснилось, что в Петербурге выпускают гораздо больше товаров (стройматериалы, металлоизделия, электрооборудование, запчасти, химреактивы, огнеупоры...), чем традиционно закупают в ГУП `ТЭК Санкт-Петербурга`. Поэтому ожидается, что в перспективе доля закупок продукции у местных предприятий увеличится. А руководство ОАО `Ленэнерго` пообещало представить аналогичную спецификацию позже, разместив ее на сайте в Интернете.
Вице-губернатор города Михаил Осеевский (на снимке) отметил, что правительство Петербурга будет поощрять те подходы, которые продемонстрировали в `Водоканале`, `ТЭК Санкт-Петербурга` и `Ленэнерго`, при реструктуризации корпоративных систем управления. Ведь ожидается, что участие промышленных предприятий Петербурга в программах развития поможет снизить издержки монополистов и улучшить качество предоставляемых потребителям услуг. При этом структура расходов монополистов, оказывающих услуги в мегаполисе, должна стать прозрачнее и понятнее. Ведь это составляющая часть тарифов, которые сегодня существенно влияют на темпы инфляции и уровень социальной напряженности в городе.
Ожидалось, что расширение практики проведения конкурсов на закупки промышленной продукции станет одним из инструментов оптимизации расходов монополистов. К сожалению, пока в правительстве Петербурге не удовлетворены тем, как идет этот процесс. Предстоит детальнее проанализировать систему управления бизнесом естественных монополий, которая остается не слишком эффективной с точки зрения бюджетирования, контроля за расходами и распределения финансовых потоков, для того чтобы влиять на тарифную политику монополистов.
Руководители многих петербургских предприятий также недовольны политикой монополистов. Во-первых, монополисты работают на территории Петербурга, но при этом стремятся навязать участникам рынка свои правила игры. Встает вопрос о стыковке ведомственных, общероссийских и региональных стандартов проведения подобных тендеров.
Во-вторых, нередко монополисты ограничивают доступ к партнерству малому бизнесу (скажем под предлогом намерения осуществлять закупки лишь через дилерские сети). В-третьих, они не горят желанием проводить экспертизу новых промышленных изделий и материалов (для этого иногда достаточно требования, чтобы продукция, допустим, присутствовала минимум 2-3 года на отечественном рынке и получила положительные отзывы крупных потребителей).
В свою очередь и менеджеры монополистов готовы были критиковать промышленные предприятия Петербурга, в частности, за качество выпускаемой ими продукции и неудовлетворительный сопутствующий сервис.
Все это указывает на то, что расширение масштабов партнерства - процесс нелегкий. По мнению экспертов, инвестиционные программы монополистов в Петербурге могли бы привлечь гораздо больше предпринимателей. Но не все пока горят желанием участвовать в них.
В правительстве Петербурга дали ясно понять: на новые рынки силком никто предпринимателей приводить не собирается. Но тем, кого маркетинг выводит на новые рынки сбыта к снабженческим службам монополистов, обещают содействие. |