По данным Минтранса РФ, темпы автомобилизации в России сегодня достигли 7-10% в год. По подсчетам Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), в стране насчитывается свыше 20 млн легковых автомобилей
Международная аудиторская компания Ernst&Young в 2003 году поставила Россию на 13-е место в мире по выпуску легковых автомобилей. В общем объеме продаж доля покупок иномарок российской сборки увеличилась до 3,4%, новых иномарок - до 12,3%. При этом снизились доля подержанных иномарок до 24,4% и доля отечественных автопроизводителей - до 59,9%.
С 2001 года в РФ отмечен всплеск закупок новых иномарок, поставляемых через российских дилеров. Причем, по отчетам таможни, рост продаж зарубежных машин шел по нарастающей: в 2003-м - +40% (по сравнению с 2002-м), в 2004-м - соответственно +50%. А в I квартале 2005 года к аналогичному периоду 2004-го объемы их ввоза увеличились на 93%, что опровергает пессимистичные прогнозы некоторых российских экспертов, предрекающих снижение объемов реализации иномарок в 2005 году. Дилеры же убеждены, что отечественный рынок продаж зарубежных автомобилей увеличится в 2005-м до 3% от объема ВВП РФ.
О темпах пополнения рынка иномарками можно судить по объемам поставок комплектующих и экспорту новых машин. Германия планирует увеличить ввоз машин в Россию примерно вдвое за счет прямых поставок в Петербург на паромах `К-Line` (площадка для единовременного хранения нескольких сот автомобилей создана в АО `Петролеспорт`).
Финские портовики нацелились на очередные рекорды в перевалке ролкерных грузов. А ведь именно через Хельсинки из-за рубежа ввозят в РФ основную часть новых машин. В частности, в 2004 году через Финляндию прибыло 242 тыс. автомобилей. В 2005-м, как ожидается, по этому маршруту ввезут в РФ около 500 тыс. машин.
В Минтрансе РФ полагают, что к 2010 году индекс автомобилизации населения удвоится. Значит, тенденция, зафиксированная Ernst&Young в 2002-2003 гг., сохранится и в среднесрочной перспективе. То есть продажи отечественных марок будут снижаться, а импортных - увеличиваться. Правда, уже значительную часть из них должны собирать в России.
Что касается особенностей авторынка Северо-Запада РФ, то уровень автомобилизации региона в последние годы стабильно выше, чем в целом по стране. И, по прогнозу специалистов ЗАО `Инвестпроект`, через 15 лет в Петербурге он достигнет нынешнего европейского уровня. Рынок Северо-Запада может считаться вторым по потенциалу развития после Московского, который сейчас формирует основной спрос на иномарки. Не случайно именно сюда так стремительно внедряются дилерские сети по продаже машин.
Но это не единственное отличие. В перспективе значительная часть автоцентров СЗФО намерена увеличить предложение иномарок, которые собирают на отечественных заводах. Прежде всего - динамично развивающегося ЗАО `Форд Всеволожск`. Если в 2002 году ЗАО собрало только 3,6 тыс. автомобилей Ford Focus, то в 2005-м планирует выпускать до 22 тыс. `фордов`. Причем шести моделей.
В Калининграде `Автотор` по соглашению с General Motors CIS с 2003 года собирает внедорожники Хаммер-2. Поначалу в компании надеялись ежегодно реализовывать по 200-250 таких машин, но сейчас намерены продавать до 500 машин. Кроме того, компания выпускает на рынок `шевроле`.
Растут поставки на Северо-Запад РФ машин из цехов ОАО `ТагАЗ` (Hyundai) и `АвтоФраМос` (Renault). Агрессивную политику по продвижению на региональные рынки проводит и АвтоВАЗ, который намеревается собирать в год до 35 тыс. `опелей`.
Наконец, в Москве любят или очень дорогие престижные иномарки, или экономичные машины Mazda, Nissan, Hyundai, Toyota, Mitsubishi, продажи которых благодаря столичным покупателям выросли в 2004 году на 70-90%. На Северо-Западе РФ клиенты предпочитают комфорт за рулем, поэтому охотно покупают `бумеры`, `мерседесы` и `вольво`, которые к тому же отличают устойчивость на автотрассах и плавный ход.
Находится немало поклонников и `фордов`, привлекающих своей выживаемостью в аварийных ситуациях и способностью выдерживать режим `взлет - посадка` (быстрое торможение - резкий старт). Корейские машины приобретают, когда решающим фактором является цена.
Еще одна особенность рынка СЗФО - обилие новых и подержанных иномарок, ввезенных из Европы частными лицами. С этим обстоятельством вынуждены считаться дилеры, устанавливая цены в магазинах.
Однако есть и общие с московским рынком особенности: для петербуржцев, как и для москвичей, имеет значение, например, развитость автосервиса иномарок. С этой точки зрения хорошие перспективы для повышения продаж в регионе имеет компания Ford Motor, которая 11 апреля 2005 года открыла в Москве склад запчастей для машин Ford, Land Rover и Volvo. Это уменьшит сроки доставки запчастей для них до 1-3 дней в Москве и Петербурге, а также увеличит ассортимент аксессуаров. |