Рынок услуг для частных лиц стал главным конкурентным полем для ведущих российских банков, соперничество между которыми за внимание потребителей только усиливается. По мнению президента Ассоциации банков Северо-Запада Владимира Джиковича, ход процесса тревоги не вызывает
- Год-полтора назад в банковском сообществе была очень популярна тема финансовых супермаркетов - центров обслуживания населения, где под одной крышей предлагались бы разные услуги: и депозиты, и паи, и страховые программы, и доверительное управление, и многое другое. Сегодня такие разговоры слышны все реже. В чем дело: направление оказалось неперспективным?
- Речь идет о том времени, когда активное продвижение банками услуг для населения еще только начиналось. И чтобы привлечь внимание, заявить о себе на рынке, такой термин использовали. Сейчас с физическими лицами работает большинство банков, наличие целого пакета услуг в каждом из них подразумевается `по умолчанию`, и нет уже нужды просто заявлять о себе как об универсальном банке. Скорее реклама идет по конкретным услугам и продуктам. Кстати, на выставке `Финансовые услуги для населения`, которую мы будем проводить 3-6 июня в Михайловском манеже в рамках XIV Международного банковского конгресса, у посетителей будет возможность познакомиться со всеми услугами, которые представляют различные компании, работающие на финансовом рынке.
Так что нельзя говорить о неперспективности идеи финансового супермаркета. Скорее речь идет о переходе банковского сообщества на качественно новый уровень: то, что полтора-два года назад было в новинку, сегодня стало вполне обыденным.
- Какую роль в обозначенном вами переходе на новый уровень сыграло появление системы страхования вкладов? Можно ли говорить о том, что доверие людей к банкам после этого выросло?
- Система страхования вкладов еще только складывается, поскольку в соответствии с законом банки должны пройти проверку, а на это требуется время. 27 апреля 2005 года закончился первый этап этого процесса. В Петербурге большинство банков уже прошло все необходимые процедуры и в систему страхования вкладов включено.
Что же до результатов, то, думаю, сейчас пока трудно сказать что-то определенное. Банки, как мы договаривались в своем сообществе, в течение прошедшего времени не рекламировали свое вхождение в систему страхования вкладов, чтобы не подогревать нездоровую конкуренцию. И, кстати, на недавнем совещании в Совете Федерации по этой проблеме отмечалось, что население пока еще мало информировано о системе страхования вкладов.
Потому сейчас, по окончании первого этапа, информационная и рекламная работа будет усилена. Во всех банках, вошедших в систему страхования вкладов, будут вывешены специальные знаки. И после этого можно будет делать выводы.
- Что представляет собой знак, который вы упомянули?
- Это наклейка квадратной формы, выполненная в сине-зеленых цветах, с надписями `Вклады застрахованы` и `Система страхования вкладов`.
Если вернуться к вопросу о доверии населения к банкам, то вполне определенно можно сказать, что в последние несколько лет объемы вкладов неуклонно растут: от 30% до 40% ежегодно. При этом, как следует из недавнего исследования Агентства по страхованию вкладов, наибольшее доверие граждане испытывают к Сберегательному банку.
На втором месте - российские частные банки, на третьем - другие государственные банки (к этой группе относится, прежде всего, Внешторгбанк). Меньше доверия - иностранным банкам, расположенным за границей, и филиалам зарубежных банков в нашей стране.
- Размеры вкладов тоже растут?
- Да. Средний размер частного вклада в московских банках составляет 53,3 тыс. рублей, в Петербурге - 48,1 тыс. рублей, в большинстве российских регионов - от 17,2 тыс. рублей до 21,4 тыс. рублей.
- Как, на ваш взгляд, может повлиять на развитие банковских услуг вступление в силу Закона о бюро кредитных историй, которое должно произойти нынешним летом?
- Это нормальный шаг в развитии потребительского кредитования. Первые бюро кредитных историй появились очень давно, и придумали их не банкиры, а торговцы, которым необходимы были списки ненадежных партнеров, с которыми нельзя работать без предоплаты. Уже затем эту идею перехватили финансисты. В России еще до революции существовали конторы кредитных справок, собиравшие истории о поведении заемщиков в отношении банков.
На Западе кредитные бюро не просто предоставляют справки по конкретным лицам, но проводят маркетинговые исследования по группам заемщиков, разрабатывают аналитические продукты, скоринговые системы, которые позволяют оценивать заемщика на основании статистических данных.
Как я считаю, мы двигаемся в правильном направлении. Жизнь в кредит стимулирует потребление и вместе с ним - развитие экономики.
- Не считаете ли вы, что применительно к нам такая оценка не вполне корректна, ведь нормальный российский потребитель покупает в кредит в основном импортные изделия и, соответственно, стимулирует не столько свою, сколько экономику, к примеру, Китая или Германии?
- А что вы хотите? Вернуться в советские времена, когда вообще ничего было не купить?
- Спасибо, в той системе пожили уже достаточно.
- Вот и я о том же. Экономика у нас была неэффективной, и остается таковой зачастую. Отечественный производитель должен выпускать конкурентоспособную продукцию, чтобы она могла по цене и качеству соревноваться с иностранной. Иначе - тупик, так и будем нефть продавать. Может быть, через рост потребления удастся расшевелить наших производителей. |