Имя гвардии майора Александра Федоровича Мясникова 27 января 2004 года присвоено улице в поселке Невская Дубровка Всеволожского района, где 11 сентября 1942 года погиб отважный летчик. О том, каких трудов стоит поиск только одного имени защитника нашей Родины и какие неожиданные открытия при этом иногда бывают, - наш рассказ
Место падения самолета обнаружил в 2002 году руководитель поискового отряда `Невский пятачок` Сергей Мельниченко. Но, к сожалению, до него бывшую боевую машину нашли черные следопыты.
- Самолет был полностью разграблен, весь цветной металл собран и сдан в утиль, - рассказал заместитель председателя совета общественного фонда `Поисковые отряды Ленинградской области` Илья Прокофьев. - Год ушел на то, чтобы собрать останки летчика и перебрать отвал, оставленный любителями цветных металлов.
Целый год специалист по архивной работе фонда Константин Тарасов ездил в Центральный военно-морской архив, расположенный в Гатчине, чтобы разыскать сведения о погибшем. Можно сказать, в этом еще повезло, потому что чаще всего приходится обращаться в архив Министерства обороны РФ в Подольске. А дело в том, что по обломкам самолета поисковики обнаружили, что это был английский `харрикейн`. Таких самолетов по ленд-лизу Советскому Союзу в годы войны было поставлено около трех тысяч. Под Ленинградом они находились только в трех частях.
- Отработав материалы по 26-му гвардейскому авиаполку ПВО и 12-й отдельной корректировочной эскадрильи, мы установили, что у этих подразделений потерь в районе Невской Дубровки не было, - продолжил Илья Прокофьев. - Потому пришли к выводу, что самолет принадлежал 3-му гвардейскому истребительному полку военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота.
Просмотрев тонны архивных документов, мы проследили судьбы всех пятнадцати летчиков этого полка, погибших на самолетах `харрикейн`. В районе Невской Дубровки в 1942 году погибли четыре летчика: 11 сентября - гвардии майор Александр Мясников и гвардии капитан Сергей Сухов, 28 сентября - гвардии капитан Дмитрий Буряк и 29 сентября - гвардии старший лейтенант Виктор Неделин. Последние двое отпали сразу - их останки были обнаружены в 2001 году и уже преданы земле. Оставались Сухов и Мясников. Место падения Сухова до сих пор не найдено, но по архивным документам оно находится далеко в стороне от места обнаружения `нашего` самолета. Оставалось одно предположение: мы нашли Мясникова. Нужны были вещественные доказательства.
К моменту подъема `харрикейна` мы знали биографию Александра Мясникова и буквально все о его машине: номера двигателя, вооружение самолета.
Поднимали `харрикейн` поисковики питерского отряда `Высота` под руководством Виктора Дудина и отряда `Наследие` из Иркутска. Только к вечеру им удалось найти в болоте авиационную пушку ШВАК. Проверили номер, оказалось ЛБ-366.
Еще одно имя героя Великой Отечественной войны было возвращено из небытия. Именно героя, хотя звание Героя Советского Союза Мясникову присвоено не было. Согласно приказу Сталина летчиков истребительной авиации представляли к высшей награде Родины за 10 лично сбитых бомбардировщиков, либо за 15 самолетов других видов. На счету Александра Мясникова - 19 сбитых фашистских самолетов. Остается только предположить, что представление не состоялось из-за того, что гвардии майор Мясников после боя пропал без вести.
Гибель летчика - тоже загадка. Как предположил Виктор Дудин, Мясникова сбили свои. Он основывается на воспоминаниях участника воздушного боя 11 сентября 1942 года у Невской Дубровки Героя Советского Союза Игоря Каберова, который написал, что вызванные на помощь морским летчикам советские истребители вынудили противника ретироваться, а после наши ЯКи набросились на своих. С первого же захода сбили самолет Мясникова, подбили и машину Каберова, который сделал вынужденную посадку.
- В архивных документах этот случай атаки наших самолетов на `харрикейны` 3-го истребительного авиаполка ВВС КБФ не упоминается, - сообщил Илья Прокофьев. - Игорь Каберов умер в 1995 году, поэтому определить, как в действительности закончился последний 315-й боевой вылет гвардии майора Мясникова, невозможно.
В разговоре Илья Прокофьев назвал английские `харрикейны` деревянными гробами. Такой характеристики союзнической техники мне еще не приходилось слышать. Все больше были похвальные слова, а тут...
- Это не я выдумал. Работая с архивными документами, нам удалось проследить судьбы всех этих самолетов. Как бы восторженно ни писали западные источники об этом истребителе, наши летчики называли их не иначе, как деревянными гробами. Анализируя факты по этим самолетам, поступившим в 3-й гвардейский авиационный полк ВВС Краснознаменного Балтийского флота, можно сделать вывод: за период боевых действий с применением этой авиатехники погиб почти весь цвет полка.
В период с 14 августа по 9 ноября 1942 года было потеряно 18 из 22 прибывших самолетов, погибли 15 летчиков, не новичков в авиации - асов. Людей, которые начинали войну на устаревших И-16 и И-153, делали на них по нескольку боевых вылетов в день и выходили из страшных переделок. На счету у каждого из них были сбитые немецкие самолеты, поэтому в данном случае не может быть разговоров о плохой подготовке наших летчиков и их неумении осваивать технику.
...В этом году мы отмечаем 60-летие Победы, но не всех героев назвали поименно. Еще недавно работа поисковиков строилась исключительно на энтузиазме. Командир поискового отряда `Русь`, входящего в общественный фонд `Поисковые отряды Ленинградской области`, Андрей Чупров рассказал, что до образования этого фонда с бойцами своего отряда в начале 1990-х обратился к мэру Петербурга Анатолию Собчаку с просьбой о помощи.
- Но он нам сказал буквально следующее: `У нас в городе войны не было`.
Вот так. К счастью, ситуация изменилась. Постоянную финансовую поддержку оказывает поисковикам администрация Ленинградской области, деньги на благородное дело выделяет департамент по молодежной политике Министерства образования России.
`Война - совсем не фейерверк, а очень трудная работа`. Эти строки поэта Семена Гудзенко в полной мере относятся к работе поисковых отрядов. Их работа трудна. И похожа на войну. Со страшными врагами - цинизмом эпохи безвременья и беспамятством. |