Тревожное положение складывается на автодорогах Мурманской области. Это связано с тем, что денежных средств, необходимых для поддержки их качественного состояния, не хватает
Финансовый обвал в дорожной отрасли начался с 1 января 2003 года, когда отменили налог на пользователей автодорог, формировавший областной дорожный фонд. Введение новых источников (транспортный налог, акцизы на нефтепродукты, земельный налог) финансирования дорожного фонда, оказалось, не компенсировало в Мурманской области потери, понесенные в связи с отменой налога на пользователей автодорог.
Так, бюджет 2004 года уменьшился почти на 60% по отношению к бюджету 2000 года. `Недоремонт` автодорог за это время составляет 882 км из 2030 км. Кроме того, необходимы капитальный ремонт и переустройство 20 мостов, находящихся на территории области.
Сокращение объемов финансирования имеет еще одну отрицательную сторону. За тот же период дорожная отрасль Мурманской области потеряла более 500 квалифицированных специалистов.
По данным `Мурманскавтодора`, государственного учреждения, осуществляющего ремонт дорог, к настоящему времени собственные ресурсы дорожной отрасли области исчерпаны. Транспортный налог, введенный с 1 января 2005 года и увеличенный в пять раз, не покрывает расходы предприятия. Тем более что налог в Мурманской области ниже уровня налога, установленного в других субъектах РФ.
Для сравнения: сумма транспортного налога в городе Полярные Зори за 2004 год составила 3554 тыс. руб., а на строительство одного мостового перехода через реку Нива на автодороге Полярные Зори - Африканда направлено 39346 тыс. руб. Затраты превысили почти в 10 раз ту сумму, что была собрана.
Вопросы эти неоднократно рассматривали в областном правительстве. Но иногда принимаемые меры никак не способствуют улучшению положения дорожников. Так, например, губернатор области Юрий Евдокимов дал поручение соответствующим исполнительным органам власти в кратчайший срок подготовить предложения, обеспечивающие существенное (в несколько раз) снижение ставки транспортного налога для наименее защищенных слоев автовладельцев, прежде всего - пенсионеров, имеющих легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л. с. При этом губернатор отметил, что если в 2003-2004 гг. в Мурманской области практически по всем видам легковых автомобилей были самые низкие ставки налога на Северо-Западе РФ, то с 1 января 2005 года опять-таки только в Мурманской области по всем видам легкового транспорта действуют максимальные ставки налога.
Такой рывок в условиях постоянного роста цен на бензин и введения обязательного страхования автогражданской ответственности больнее всего бьет как раз по владельцам автомобилей с наименьшими доходами. При этом, по словам губернатора, нужно учитывать социальные последствия принимаемых решений и соблюдать разумный баланс между интересами бюджета и населения. Как правительство решит эту задачу - остается загадкой. Разве что произойдет чудо и одним махом удовлетворят всех по принципу `и волки сыты, и овцы целы`.
Состоянием дорожной отрасли озаботились областные законодатели. Еще один шаг на пути исправления положения был сделан на прошедшей недавно в Петербурге конференции Парламентской ассоциации Северо-Запада России. Здесь Мурманскую областную думу представлял ее председатель Павел Сажинов.
Среди других вопросов, рассмотренных законодателями региона, были и проблемы дорожников. Они приняли обращение в адрес президента и правительства о мерах по предотвращению развала дорожной отрасли, предложили принять федеральный закон `Об автомобильных дорогах и дорожных фондах`. |