Год назад еще десять стран стали членами Европейского союза. Таким образом ЕС осуществил самый крупный проект по расширению границ за всю свою историю. Но и год спустя новые члены союза все еще не отвечают сегодняшнему уровню стандартов ЕС и страдают от множества нерешенных проблем
В 2004 году стратеги ЕС были полны оптимизма. `Европа теперь почти вся наша, - говорили они. - Понятно, что присоединение к ЕС Балкан и `малых стран` Причерноморья - Румынии и Молдавии - дело недалекого будущего. Дальше: в ЕС могут быть включены - почему бы нет? - даже Алжир, Марокко и Тунис, а также страны Ближнего Востока`.
Европа была на подъеме, все казалось простым и легким. В эйфории она готова была обнять весь мир. А главное - простить или не заметить некоторые проблемы новичков. В Польше сумасшедшая безработица, не реализованы экономические реформы, среди чиновников процветает коррупция? В странах Балтии нарушают права человека, высока инфляция? Кипр разделен пополам? Все это ерунда, размышляли еврочиновники, пройдет немного времени - и новички обязательно войдут `в колею`, а это значит: будут отвечать европейским стандартам.
Прошел год, но мало что изменилось в их положении. Более того, недавно на одном из саммитов президент Чехии с высокой трибуны выразил свои претензии к ЕС. `Мы шли на брак по расчету, мы думали, что Европа будет нас инвестировать. Но ничего подобного не произошло. Мы разочарованы`, - примерно так сказал Вацлав Клаус.
Заявление чешского президента стало по-своему этапным для стратегии ЕС. Грандиозные планы были пересмотрены. Какие Марокко и Алжир! Даже ближайших кандидатов - Болгарию, Румынию, Хорватию, прием которых наметили на 1 января 2007 года, стали рассматривать под микроскопом. `Мы должны строже подходить к приему! Надо быть принципиальнее при пополнении ЕС`, - говорят теперь в Евросоюзе.
Болгария - самая бедная страна из когда-либо рассматриваемых кандидатов, но старается как может. По осуществлению экономических преобразований к ней претензий нет. Но есть вопросы к тому, как продвигается реформа в сфере юстиции. Румынию вообще упрекают в `ничегонеделании`: ни решения вопросов безработицы, ни проведения экономических реформ, ни борьбы с коррупцией. Ситуация даже хуже, чем была и остается в Польше и странах Балтии.
Тем не менее не далее как в середине апреля парламентарии Европы проголосовали за прием и Болгарии, и Румынии в состав ЕС. Как же так? А где же принципы?
Эти вопросы я задал главе представительства Еврокомиссии в РФ Марку Франко. Посол ЕС в нашей стране ответил достаточно спокойно: `Голосование в парламенте еще ничего не значит, окончательное решение принимается в самый последний момент, поэтому до 1 января 2007 года многое может случиться. В странах-кандидатах это знают. И это достаточно хороший стимул для них исправлять свои недостатки`.
В качестве примера господин Франко привел ситуацию с Хорватией. Она также среди кандидатов на вступление в Евросоюз в 2007-м. Но принятие решения по ней отложено. Хорватия отказала Гаагскому трибуналу выдать ряд своих военных, обвиняемых в преступлениях против гражданского сербского населения в середине 1990-х... Впрочем, это не значит, что Хорватию в конце концов не примут в ЕС.
После расширения в 2004 году Европа начала свою собственную геополитическую игру. Политический центр постепенно перемещается из столиц европейских государств в Брюссель, и последний начинает выполнять все большую роль в определении того, как вести диалог с миром. Свою самостоятельную линию ЕС уже давно выстраивает по отношению к США, России, недавно начались контакты исполнительных органов Евросоюза с Китаем.
Возникла новая геополитическая реальность. И если в Брюсселе пока не хотят проводить аналогию с Соединенными Штатами Америки (идея `Соединенных Штатов Европы` волновала еще социал-демократов накануне Первой мировой войны), то по исторической аналогии сегодняшний ЕС можно вполне сравнить с Австро-Венгерской или Российской империей, которые своих вассалов включали в состав метрополий.
Были процветающие, были и отсталые провинции, но существовали ясно оформленная география, четко очерченные границы. С этой точки зрения ЕС как раз немного не хватает - тех же Болгарии, Румынии, Хорватии. Может, еще Македонии, Сербии, Черногории... Безусловно, все это суверенные государства со своими президентами, правительствами и даже какой-то политической линией. На самом деле это такие мелочи...
Другое дело - Турция или Украина. Политкорректность не позволяет Брюсселю произносить некоторые вещи вслух, но Турция - это 80 млн мусульман. Эта страна Малой Азии, только десятая часть которой находится в Европе, в случае своего вхождения в ЕС станет крупнейшим государством Евросоюза и по населению, и по территории. Украина по своим масштабам сопоставима с Францией, хотя экономические проблемы гораздо острее. Да и демократическим традициям не двести лет, а два месяца. И то только потому, что Запад объявил о приверженности Киева демократическим принципам...
Впрочем, с этими странами ЕС будет заигрывать бесконечно долго. Такие страны слишком велики, чтобы их безболезненно `проглотить`.
Словом, вся сегодняшняя объединенная Европа - это хорошо политически продуманный и красиво идеологически оформленный брак по расчету. И конечно же не страны-новички диктуют тут правила игры.
Национальный валовой продукт
на душу населения, евро
2003 г. 2004 г. 2005 г.
ЕС (все 25 стран) 22 280 23 160 24 120
Страны зоны евро 23 800 24 660 25 580
Люксембург 46 370 47 920 50 100
Эстония 10 560 11 480 12 840
Латвия 8 940 9 680 10 490
Литва 10 630 11 610 12 620
Польша 10 340 10 940 11 600
Чехия 15 410 16 240 17 190
Словакия 11 740 12 240 12 860
Венгрия 13 370 14 130 14 940
Словения 17 200 18 070 19 090
Кипр 18 840 19 550 20 500
Мальта 16 690 17 170 17 780
Брюссель - Люксембург - Петербург |