С самого начала рыночных реформ Петербург живет ожиданиями золотого дождя, который прольют на него инвесторы. В том, что это время близится, нынешнее руководство города уверено. О том, как идет подготовка крупных финансовых проектов, рассказывает заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации Петербурга Игорь Мартышко
- Ваша оценка инвестиционного потенциала города: он уже задействован на полную мощность, или есть скрытые резервы?
- Инвестиционный потенциал Петербурга я оцениваю как очень высокий и в большой степени нереализованный. Реализация этого потенциала по-настоящему начинается только сейчас, а предыдущее десятилетие можно считать лишь подготовкой необходимых условий.
- Вы можете уточнить, в каких сферах инвестиционный потенциал города наименее развит, а в каких все-таки есть успехи?
- Безусловно, если говорить о строительстве, в частности, жилья и коммерческой недвижимости, то здесь степень развития достаточно высокая. Года два назад город переживал инвестиционный бум, и пока снижение темпов строительства не предполагается. Весь вопрос - в грамотной градостроительной политике и правильном привлечении инвестиций, поскольку и желающих, и имеющих возможность вкладывать деньги в строительство недвижимости достаточно много.
А если говорить о том, что не реализовано, то здесь будет очень много вопросов. В частности, недостаточно развита туристическая индустрия. Сегодня такая задача поставлена губернатором Петербурга ряду комитетов, в том числе и нашему. Уже подготовлена и утверждена Программа развития гостиничной инфраструктуры, но это только первый шаг в развитии отрасли.
Что касается строительства бизнес-центров и других крупных объектов коммерческой недвижимости, то это тоже в значительной степени пока впереди. А наш комитет занимается привлечением крупных инвестиций, способных повлиять на увеличение валового внутреннего продукта. Это приоритетная, основная задача для нас.
- Несколько лет назад появилась программа вывода промышленных предприятий из центра города в промзоны. Программа актуальна для новой администрации?
- Да, идет работа по привлечению крупных инвесторов, и реализация некоторых стратегических проектов связана с выводом из исторической части Петербурга промышленности.
- Насколько отсутствие нового генплана может задержать реализацию стратегических проектов?
- Это создает определенные трудности точно так же, как и незавершение работ по функциональному зонированию территорий. В то же время предложения стратегических инвесторов уже учитываются в разработке нового генерального плана.
- Когда можно ждать новый генплан?
- Насколько я понимаю, к концу года он должен появиться.
- Что можете сказать о правовом статусе нового генплана? Предыдущий, насколько известно, фактически не выполнялся. Сейчас есть какие-либо основания полагать, что новый план не постигнет та же участь?
- Давайте разберемся, почему старый Генплан фактически не мог быть соблюден в полной мере. В последние десятилетия, по сравнению с теми временами, когда прежний Генплан разрабатывали, существенно изменилась социально-экономическая ситуация и в городе, и в стране. Соответственно, появилось множество условий, затруднивших его выполнение. К примеру, возьмем размещение коммерческих, в частности торговых, объектов. Расчеты потребностей людей начала 1980-х годов не могут быть использованы и в отдельных случаях не приемлемы в XXI веке. И сейчас есть стремление учесть такие реалии, это нам позволяет вступивший в силу Градостроительный кодекс.
- Какова позиция вашего комитета в таком достаточно сложном вопросе, как изменение границ охранной зоны Петербурга?
- Здесь требуется дифференцированно подойти к решению проблемы. С одной стороны, признание большей части исторических районов города охранной зоной создает определенные сложности для застройки и реконструкции.
С другой стороны, изменения в каждом случае должны прорабатываться так, чтобы не возникало хаотичной застройки и город не потерял свой облик. Понимание этой проблемы исполнительной властью есть, и принятие решений будет сопровождаться всесторонним анализом, в том числе и с точки зрения истинной культурной и исторической ценности каждого объекта.
- Если вернуться к вопросу об инвестициях, город может рассчитывать только на внешнее финансирование, или же есть и внутренние резервы?
- Мне кажется, что наличие внутренних резервов можно увязать с реализацией стратегических проектов. Привлечение крупных инвестиций, естественно, должно послужить катализатором для развития экономики города, малого и среднего бизнеса, который будет обеспечивать крупные проекты. Понятно: будет развиваться все, что связано со строительством, сферой обслуживания, транспортно-логистической сферой. Это и есть внутренние резервы.
- `Балтийская жемчужина` - инвестиционный проект, в который китайская сторона вкладывает 2,5 миллиарда долларов. Любая инвестиция предусматривает не только возврат средств, но и прибыль, то есть инвестор свой интерес должен понимать. А что получает город?
- Город получает, во-первых, инженерные сети, которых в том районе не было вообще, эта часть Петербурга не развивалась. На сегодня в городе да и во всей России нет такого инвестора, который мог бы всю эту территорию комплексно застроить, обеспечив как инженерную, так и социально-культурную инфраструктуру.
Учтите, что если желающих вкладывать в развитие жилых и коммерческих объектов сегодня достаточно, то вот для строительства поликлиник и школ весьма сложно привлечь инвестора.
По моему личному опыту общения с представителями Шанхайской инвестиционной компании могу сказать, что эти люди очень хорошо умеют считать деньги, они адекватно оценивают свои возможности и грамотно планируют каждый шаг. Китай, кстати, имеет огромный опыт по привлечению прямых иностранных инвестиций, в этой стране есть города, в которых объем привлеченных иностранных инвестиций сопоставим с аналогичным показателем в масштабах всей России.
- Уже несколько лет говорят об инвестиционных успехах нескольких территорий Северо-Запада, в частности Ленинградской и Новгородской областей. Чем объяснить, что на их фоне Петербург выглядит не так внушительно?
- Эти территории имеют определенные ресурсы, земельные в частности, недорогую рабочую силу, которых нет у большого города. Естественно, что инвесторов, которые делают прямые вложения, это привлекает. В то же время у этих регионов нет такого количества высококвалифицированной рабочей силы и научно-технического потенциала, какой есть у нас.
Что же касается эффективности привлечения инвестиций в тот или иной регион, считаю, имеет смысл побеседовать через некоторое время и сравнить объем привлеченных инвестиций в названные вами области и в Петербург. Полагаю, разница будет масштабной.
Комментарий
Наталья МОЧУЛОВСКАЯ,
заместитель директора Института проблем предпринимательства
по управлению федеральными
проектами:
- Наметились положительные перемены в инвестиционном процессе в Петербурге. Раньше крупные инвесторы не жаловали нас своим вниманием и оседали в основном в Москве. Достаточно сравнить сделанное за последнее десятилетие в столице и у нас: Москва преобразилась за эти годы неузнаваемо, Петербург же `хорошо сохранился`.
Инвестиционный климат в Петербурге теплеет. Большое значение в смене погодных условий имело то, что в администрацию были приглашены представители бизнеса, в частности в Комитет по инвестициям и стратегическим проектам.
Между бизнесменом - человеком дела и чиновником-столоначальником по определению разница очень велика. На мой взгляд, сотрудникам комитета предстоит еще многому научиться - в плане специфики работы в государственных органах. Это естественный процесс, о результатах которого можно будет судить года через два.
Отрадно, что за последний год городская администрация стала все больше обращаться к услугам консультантов как международных, так и отечественных. |