Большинство новых страховых продуктов - это хорошо известные классические программы, с маркетинговыми целями завернутые в новый фантик. Это признали сами страховщики на `круглом столе` `Новые программы страхования`, прошедшем в агентстве Росбалт
Впрочем, эти признания неактуальны, потому что даже старые проверенные страховые продукты россияне пока практически не освоили. Да и принципиально новые программы (во всяком случае новые именно для российского рынка) все-таки время от времени появляются.
- Между возможностями и предложениями страховых компаний и спросом населения на страховые услуги существует большой разрыв, - заявила на `круглом столе` первый заместитель генерального директора СК `Росгосстрах - Северо-Запад` Татьяна Никитина. - Основная проблема заключается в том, что люди не задумываются о возможных рисках и о том, что за последствия пожара в квартире, травмы, другой случайности они отвечают сами. Так, из 600 тыс. приватизированных квартир в Петербурге застраховано только 7,5 тыс., то есть 1,25%. Полисами страхования от несчастных случаев обеспечены лишь 7% из 4,5 млн человек, проживающих в городе. Из 525 тыс. загородных объектов недвижимости страховой защитой обеспечены 40%, но две трети из них застрахованы на пониженную сумму (не более 50 тыс. руб.).
Среди причин, из-за которых предложения страховщиков не находят потребителей, основная, по мнению Татьяны Никитиной, психологическая: у клиентов сохраняется недоверие к страховщикам, возможно, потому, что некоторые компании ставят главной задачей сэкономить на выплатах застрахованным гражданам.
По мнению руководителя Центра обслуживания клиентов петербургского филиала СК `РЕСО-Гарантия` Алины Кунаковой, в ближайшее время принципиально новых продуктов на рынке страхования не появится, так как большинство уже существующих на рынке предложений так и не востребовано. Новшества будут декоративными: страхователям по-прежнему будут предоставлять старые продукты, только в более удобной упаковке, прежде всего - за счет упрощения схем страхования.
- Еще один способ добиться большей лояльности потребителей, - сказала Алина Кунакова, - предоставлять им дополнительные сервисные услуги. Например, к ОСАГО, ставки которого устанавливает закон, и поэтому они одинаковы для всех, многие компании предлагают бесплатный вызов на место ДТП аварийного комиссара, организуют диспетчерские службы, куда можно обратиться по поводу ДТП.
Генеральный директор страхового общества `Помощь` Дмитрий Локтаев также считает, что в настоящее время нет необходимости выдумывать принципиально новые продукты. То, что сегодня страховые компании могут предложить, не потребляется в полной мере. По его мнению, причина низкого спроса на страховые услуги вовсе не в цене полиса, а в низком уровне сервиса, сложностях при заключении договора страхования и при получении страхового возмещения.
- Но в то же время, - отметил Дмитрий Локтаев, - упрощение этих процедур может способствовать росту мошенничества. Мы с этим боремся. Например, сейчас у нас экспериментально работает программа, которая подразумевает упрощенную процедуру заключения договора и урегулирования претензий. Но когда клиент звонит нам и сообщает о страховом случае, производится запись этого разговора. В дальнейшем технический анализ записи позволяет выделить из общего потока обращений подозрительные случаи, которые изучают значительно глубже рядового события. И действительно, попыток мошенничества в этой группе в несколько раз больше.
- Если говорить о новых страховых продуктах, то следует отметить: сейчас в России недопустимо мало развито классическое страхование жизни, - считает Павел Зубрилин, генеральный директор страховой компании `Русский мир`. - И потребность в нем не подлежит никакому сомнению. Именно страхование жизни во всем мире становится источником для тех `длинных` инвестиций, которые страховщики вкладывают в развитие экономики страны.
Тут надо понимать, что усилий одних только страховщиков для развития страхования жизни мало - нужна государственная политика. И, прежде всего, в части налогообложения физических лиц. Во всем мире люди, которые думают о своем будущем, имеют налоговые льготы.
Это понятно: когда они выходят на пенсию, государство получает не огромный слой малообеспеченных граждан, о которых нужно непрерывно заботиться, а людей обеспеченных. Плюс оно получает `длинные` деньги. И потому государство, как никто другой, должно быть заинтересовано в том, чтобы люди откладывали средства на старость.
А еще один огромный пласт рынка, который, безусловно, будет развиваться, - это страхование профессиональной ответственности. Во всем мире люди, которые ведут частную деятельность (врачи, аудиторы, нотариусы), страхуют ее, потому что вред, который они могут причинить своим действием или бездействием, приходится компенсировать суммами во много раз превышающими суммы, получаемые ими за работу. И страховаться надо не на какие-то символические суммы, а на реальные, адекватные тому вреду, который они могут нанести своим клиентам. |