Как в наши дни сказали бы Ильф и Петров, малый бизнес надо любить. И вряд ли кто из современников эту мысль оспорит. Разве что возникает несколько вопросов. Как любить? Создавать в регионах для `малышей` некие бизнес-инкубаторы с конкурсным бюджетным финансированием, о которых недавно рассказал на конференции `Конкурентоспособность и малый бизнес` глава Минэкономразвития РФ Герман Греф? Или, например, установить-таки четкий баланс прав и ответственности в отношениях власти с предпринимателями? Правда, рецепты, как этого добиться, у каждого эксперта свои
Мне трудно представить развитие малого бизнеса на Западе в инкубационных условиях. Были и кризисы, и провалы на этом пути, но в результате малый бизнес окреп и стал основой стабильного общества. Субъекты малого бизнеса на Западе создают свыше 60% внутреннего национального продукта и обеспечивают более 70% рабочих мест. Добавлю сюда еще около 50% общего объема продаж в промышленности, 67% - в сфере услуг, 90% - в строительстве и торговле. Соблазн достичь таких не покоренных Россией вершин велик.
Журавль в небе
или синица в руках
Но, может, лучше все же начать с ликвидации завалов между властью и малым бизнесом? Предприниматели винят власть в излишнем администрировании, съедающем до 10% их доходов, в неправовых методах регулирования коммерческой деятельности, в бумажной волоките. У власти - свои доводы. Считается, что до 40-50% средств малого предпринимательства находится в `теневом` обороте.
Приведу два примера из практики проверок в Ленинградской области за прошлый год. В 2004 году в Волхове, например, комиссия местной администрации установила: в отчетности 128 из 282 организаций малого бизнеса уровень официальной заработной платы оказался ниже прожиточного минимума. А вот данные, охарактеризовавшие доходы наемных работников в сфере индивидуального предпринимательства.
До 90% договоров в Выборгском, Лодейнопольском районах, Гатчине и некоторых других муниципальных образованиях заключали с размером вознаграждения ниже прожиточного минимума. Сегодня такого нет в бюджетной сфере Ленобласти, правительство которой пошло на серьезные расходы для улучшения оплаты труда. Очевидно, что предприниматели просто ищут лазейки для ухода от налогообложения доходов физических лиц. В ходу пресловутые конверты с неучтенными деньгами.
Напрашивается вывод: малый бизнес нуждается не только в господдержке, но и в прозрачной финансовой среде. Ее-то зачастую обнаружить и не удается. Та отчетность, которую ведут предприятия торговли, сервиса, едва ли укрепляет доверие властей к коммерческой деятельности. Это и стимулирует иной раз жесткое регулирование, вызывающее недовольство предпринимателей.
Что отдаем и что получаем?
Однако власть не отказывается от помощи малому бизнесу и предпринимателям. В 2005 году, к примеру, Ленобласть направит на эти цели 46 млн руб. А теперь посмотрим, что она получит.
Прогнозируемый единый налог на вмененный доход может пополнить консолидированный бюджет на сумму около 268 млн руб. То есть если учесть прямые затраты субъекта РФ, ему из этого источника достанется немногим больше 220 млн руб. Поскольку весь объем доходов бюджета планируется на уровне 23 млрд руб., то доля в них единого налога окажется даже чуть меньше 1%. В условиях быстрого экономического развития области это, конечно, явно недостаточный вклад.
Учтем также косвенные потери. Осенью 2003 года ЗС Ленобласти приняло закон
N 81, который позволил на 20-25% снизить коэффициенты, корректирующие базовую доходность по единому налогу. В результате область получила в 2004 году не около 300 млн руб., как рассчитывала, а на 100 млн руб. меньше. План 2004 года, правда, в соответствии с законом подправили в сторону уменьшения, но от факта реальных бюджетных потерь никуда не денешься.
И в 2005 году коэффициенты базовой доходности не изменились, хотя областные финансисты считают их заниженными. Власть не отказалась от политики поддержки малого бизнеса, но хочет, чтобы он стал эффективным инструментом пополнения бюджета, чего в реальности не происходит.
По экспертным оценкам, ожидаемые в нынешнем году поступления по единому налогу не достигнут уровня 2002 года. Правда, среди причин этого нужно назвать изменения в Налоговом кодексе, которые определяют иной порядок применения ЕНВД с начала 2003 года.
Едва ли правительство области устраивает недостаточная результативность малого бизнеса на фоне общего экономического подъема субъекта РФ. Самое главное, что число структур малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в области в последние годы только растет. То есть для них созданы неплохие условия для развития. За 2003 год число налогоплательщиков из числа юридических и физических лиц, перечислявших единый налог в бюджет, увеличилось с 13,7 тысячи до 16,2 тысячи, в 2004 году - до 18,7 тысячи.
В первые месяцы 2005 года динамика остается положительной. Для этого не потребовались даже бизнес-инкубаторы Минэкономразвития. Только вот с отдачей дело стопорится, и, похоже, не по вине местной власти.
На пороге перемен
И все же самые интересные события с единым налогом на вмененный доход еще впереди. Ожидаются они с начала будущего года, когда развернется реформа местного самоуправления. Тогда же с областного на муниципальный уровень (под юрисдикцию районов и городских округов) будут переданы права введения ЕНВД и установления его корректирующих коэффициентов. Зачислять налог в полном объеме будут в местные бюджеты.
Вице-губернатор, председатель комитета финансов Ленобласти Александр Яковлев считает это решение правильным. Представители власти и малого бизнеса будут теперь вести диалог напрямую. Будем рассчитывать, что такое взаимодействие окажется более эффективным и поможет со временем существенно пополнить бюджеты муниципальных образований. |