В отечественной радиоэлектронике образовался сильный разрыв между фундаментальными исследованиями и прикладными разработками. Этим пользуются зарубежные корпорации, которые покупают в РФ услуги коллективов ученых и превращают их идеи в рыночный товар. Так происходит потому, что в РФ не слишком питательная `почва`, для того чтобы вырастить новые технологии и довести их до серийного выпуска готовой продукции
Что же мешает развитию подобного бизнеса в России? Структурных реформ отрасли, как показывает опыт `Светланы`, недостаточно. Объединение трех десятков предприятий в группу ОАО `Росэлектроника` позволило дать дополнительный импульс для поддержки только традиционных технологий. Незначительные инвестиции помогли найти им спрос на рынке. Скажем, рентгеновские трубки дочерней фирмы `Светланы` востребованы не только в РФ, но и за рубежом, в том числе в Германии и Австралии, где выпускают досмотровое оборудование.
Сложнее наладить выпуск принципиально новых изделий в так называемых прорывных секторах рынка (то есть там, где технологическое отставание может повлечь за собой утрату в ближайшем будущем рынков сбыта). Финансирование создания наукоемких продуктов всегда связано с рисками: инвестиции солидные, а проекты не всегда окупаются.
Для минимизации рисков на Западе создаются инкубаторы и технопарки. Если там удается создать товар, который будет востребован потребителями и который можно тиражировать в серию, то к работе ученых подключаются специалисты крупных компаний и совместно выводят на рынок инновационный продукт.
Можно ли в России использовать аналогичные схемы? Можно, но путь получается тернистым, в чем, опять-таки, убеждает опыт `Светланы`.
Инструменты продвижения новых технологий заработали после появления в Петербурге Регионального фонда научно-технического развития. Он стал инкубатором для творческих коллективов, которые взялись за освоение новых проектов. Часть этих коллективов при участии `Светланы` объединили в инновационно-промышленные комплексы. В случае успеха коллективы выделяются в самостоятельные фирмы.
Именно так начинало 3-4 года назад на территории `Светланы` малое предприятие, специализирующееся на выпуске светодиодов и продукции на их основе. Сегодня превратилось в фирму с солидным оборотом.
Эта фирма способна выйти в число лидеров рынка в своем сегменте. Однако на Западе (в США, Германии) развитие подобных технологий объявлено национальными программами.
Отсюда напрашиваются два вывода. Первый: для развития инновационных технологий в сфере создания новых типов материалов и компонентов российские предприятия также нуждаются в создании системы технопарков, взаимосвязанных друг с другом. `Гаражные` варианты инкубаторов, хорошо себя зарекомендовавшие в `отверточном` бизнесе, в сфере инноваций неэффективны.
Второй вывод: на Западе государство готово обеспечить часть функций маркетинга, чтобы выиграть время в конкуренции с другими странами в продвижении новых товаров к потребителям, которые психологически не готовы к массовым закупкам инновационных продуктов.
В РФ инерция рядовых потребителей еще сильнее. Потому без гарантий крупных закупок нереально вывести новые изделия в серию. И `Светлана` нуждается в аналогичной господдержке. Сейчас вырабатывают ее механизмы. И от этого, в частности, зависит дальнейшая судьба проекта по выпуску мощных светодиодных светильников. Впрочем, это тема отдельного разговора. |