Бизнес-сообществу следует скоординированно отстаивать свои интересы. Это поможет использовать весь потенциал, которым располагают предприятия города на Неве. В этом уверен президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев
- Продвижение продукции российских предприятий на международные рынки имеет свою специфику. Возникает проблема соответствия стандартам, проверяется способность выдерживать конкуренцию по цене и качеству товаров. Свои нюансы есть и при расширении предприятиями сбыта на внутрироссийском рынке. Система ТПП активно участвует в этом процессе. При Межведомственном координационном совете по экономической, научно-технической и промышленной политике при правительстве города создана комиссия по продвижению продукции петербургских предприятий. И мне ее поручено возглавлять.
Основная задача - выработать оптимальную маркетинговую политику, включая рекламу и участие в выставках и ярмарках, успешнее координировать инновационную и научно-техническую деятельность предприятий. Среди других важных задач - развитие субконтрактинга, продвижение товаров, в которых нуждаются естественные монополисты, торговые сети и система городского заказа.
Некоторые монополисты уже готовы к диалогу. Ведь у каждого крупного заказчика свои требования. И нередко, как утверждают их руководители, монополистам проще закупать импортную продукцию, чем ее аналоги, выпускаемые петербургскими компаниями. Почему? В этом приходится разбираться. Взять, к примеру, `Водоканал`. Казалось бы, в Петербурге немало металлообрабатывающих предприятий. Тем не менее чугунные люки для закрытия сетей `Водоканал` предпочитает приобретать за границей.
Есть и другая проблема: нередко частным предприятиям бывает невыгодно работать с госструктурами, которые не всегда платят в срок и ищут лазейки, чтобы заплатить за выполненные услуги не в полном объеме. Это касается и системы оборонных заказов. Между тем под них резервируют территории и производственные мощности, что, в свою очередь, вызывает дополнительные издержки и снижает общую конкурентоспособность предприятий. Приходится искать баланс интересов сторон.
Здесь, кстати, огромную роль может сыграть то, какую политику в данной сфере выберут власти Петербурга. Будут ли они подталкивать предприятия к распутыванию клубка проблем или способствовать их консервации? А подсказать оптимальные решения должно само бизнес-сообщество. Собственно, на это нацеливает логика развития государственно-частного партнерства (ГЧП).
Недавно в составе официальной делегации Петербурга довелось познакомиться с опытом Манчестера, где район с заброшенными фабриками в результате реализации проекта ГЧП превратился в престижную зону. В Петербурге есть немало депрессивных территорий, обустройство которых сдерживает неэффективная система хозяйствования ряда предприятий. Сейчас в городе ищут способы, как выйти из подобных ситуаций. Их варианты предлагают комитеты городского правительства.
Бизнес-сообщество заинтересовано участвовать в подобных проектах. Не мешало бы усилить и взаимодействие в отстаивании интересов петербургских предприятий для стимулирования их экономического роста и расширения сбыта продукции. Как показывает сотрудничество ТПП и СПП Петербурга, весьма эффективны совместные акции, практика взаимного членства организаций предпринимателей и совместных заседаний президиумов их руководящих органов. |