По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, в городе, так же как и по всей России, наблюдается снижение производства продукции в самой социально значимой отрасли - хлебопекарной. Это связано с сокращением спроса и ассортиментным сдвигом в потреблении хлеба и хлебобулочных изделий
В настоящее время в России среднестатистическое снижение потребления хлеба и хлебобулочных изделий составляет 5-10% в год на человека. По мнению экспертов, сокращение потребления хлебобулочных изделий свидетельствует об улучшении благосостояния.
Пик потребления хлеба из-за его невысокой стоимости пришелся на годы экономического кризиса, тогда как сейчас потребители могут позволить себе более полезные, питательные, богатые витаминами и, соответственно, более дорогие продукты. Если в 1990-х годах наши сограждане потребляли 180 кг хлеба в год, то сейчас - 90 кг. При этом в западных странах этот показатель еще ниже, например, в Германии годовое потребление хлеба составляет 76-80 кг на человека. Ожидается, что в последующие годы тенденция сокращения потребления хлеба в России сохранится.
Однако сокращение потребления хлеба не означает отказа потребителей от хлебобулочных изделий, а в большинстве своем свидетельствует о замещении их новыми видами продукции. Сокращается в основном потребление ржаного и ржано-пшеничного хлеба.
В то же время на рынке увеличиваются продажи разнообразных диетических и элитных сортов хлебобулочных изделий. В последнее время самыми популярными стали сорта хлеба из муки грубого помола, смешанных сортов или с добавлением отрубей, также большим спросом, чем хлеб, пользуются легкие изделия из слоеного теста. Таким образом, при сокращении потребления традиционных сортов хлеба увеличивается доля хлебобулочных изделий, изготовленных по оригинальным рецептам, при этом возрастают и требования к качеству продукции.
Все это вынуждает производителей хлебобулочных изделий разрабатывать и запускать в производство новые виды продукции, расширяя ассортимент и переориентируя производство на выпуск новых изделий, для того чтобы сохранить свою долю рынка. Наибольшего успеха в этом на сегодня достигли такие предприятия, как ОАО `Хлебный дом`, ОАО `Каравай`, ОАО `Хлеб`, ОАО `Заря`, ОАО `Хлебный завод `Арнаут`.
Важнейшие проблемы для предприятий отрасли - сохранение достигнутого и развитие в условиях острой конкурентной борьбы за потребителя, однако решение их задач требует немалых денежных средств и сил по разработке новой рецептуре продукции, модернизации производства и организации выпуска и продаж новой продукции, и каждое предприятие решает в меру своих сил, реализовывая инвестиционные программы. Так, например, ОАО `Пекарь` в прошлом году запустило новую производственную линию стоимостью $1 млн. ОАО `Каравай`, затратив $6 млн, завершило реконструкцию цеха по производству хлебобулочных изделий и ввело в эксплуатацию новую линию по производству мелкоштучных сдобных и слоеных изделий. ОАО `Хлебный дом` и входящие в его состав хлебозавод `Муринский` и Хлебозавод Василеостровского района в ближайшие годы намерены реализовать инвестиционную программу по развитию и модернизации производства стоимостью около $10 млн.
За счет затраченных усилий многие хлебобулочные предприятия достигли значительных успехов в расширении ассортимента, улучшении качества и внешнего вида продукции, что позволяет им не только обеспечивать спрос на свою продукцию, но и выходить на внешний рынок, выдерживая высокую конкуренцию с импортными аналогами. |