В 2004 году зафиксирован всплеск покупок новых автомобилей: продано свыше 1,6 млн машин, в том числе 1,1 млн российских и 324 тыс. импортных машин (остальное - автомобили зарубежных марок, собранные в РФ)
Это явление можно объяснить: часть тех, кто хотел улучшить жилищные условия, но не хватило накоплений, решила сменить машину. Не случайно отмечен рост продаж новых иномарок (в сумме - $7,5 млрд) и отечественных машин ($4,5-5 млрд), что составило 80% от всего объема продаж.
Характерно, что в лидерах по продажам оказались сравнительно недорогие, но удобные автомобили Mitsubishi и Hyundai корейской сборки. Также среди популярных - машины Toyota, Lexus, Volkswagen, Ford, Audi, Mercedes, Volvo, Mazda и Rover. Ряд поставщиков настаивал на продажах своей продукции в отдельных автоцентрах.
Действительно, практика показывает: лучше идут дела у тех дилеров, кто выставляет в одном салоне по две-три марки машин. Тогда менеджеры могут более квалифицированно презентовать их клиентам, большинство из которых выбирают сегодня уже не марку, а то, насколько уютно в салоне автомобиля. Отсюда и тенденция к увеличению количества автосалонов в столице. Следом стали расширять сети торгово-технических центров и в Петербурге.
От дилеров также не ускользнуло успешное продвижение марки Ford после того, как началась промышленная сборка машин на СП в Ленобласти. Кроме того, 28 марта 2005 года Правительство РФ значительно снизило ввозные таможенные пошлины на комплектующие для промсборки иномарок в России. Потому ожидается, что выпуск иномарок российского производства через 3-4 года может увеличиться в 1,5-2 раза. Кроме `фордов`, в РФ собирают некоторые модели Renault, BMW и KIA.
Начать сборку в РФ планируют Тоyota, Volkswagen и Daimler Chrysler (брэнды Меrcedes, Chrysler, Jeep). На российский рынок намечено выпустить машины среднего сегмента - стоимостью от $15 тыс. до $35 тыс.
Daimler Chrysler присматривал площадки. Скорее всего, завод начнут строить в Петербурге, где есть квалифицированные рабочие. По этой же причине Toyota предпочла разместить производство в промзоне Шушары, отказавшись открывать его в Нижегородской области. Ожидается, что массовый выпуск `фордов` и `тойот` позволит снизить цены на некоторые из моделей этих марок.
Любопытно в такой ситуации поведение дилеров BMW, которые на региональных рынках в 2005 году попытались расширить продажи машин не только средней, но и более высокой ценовой категории. В частности, компании `Евросиб Сервис` и `Евросиб Лахта` в конце марта 2005 года презентовали новые модели BMW третьей серии (стоимость машин может достигать 63,6 тыс. евро). С помпой был представлен новый спортивный седан. И он вызвал интерес, хотя некоторых потенциальных покупателей смутило обилие пластмассовых деталей внутри салона. Это было расценено как попытка популяризировать достаточно дорогой автомобиль в среде российских потребителей.
Подобный маркетинговый ход симптоматичен: можно предположить, что очередной раунд борьбы за покупателя развернется за модели с мощными двигателями, бортовыми компьютерами и автоматизированной регулировкой сидений. Время выбрано подходящее: сейчас хорошо распродается только элитное жилье. Значит, в последующие годы к такому жилью потребуются соответствующие `аксессуары`. И среди них - более комфортный автомобиль. |