В полпредстве Президента РФ в СЗФО считают, что в России недостаточно позаботились о развитии портовой инфраструктуры на побережьях Балтики и северных морей
Между тем за последние годы грузооборот портов Северо-Запада России увеличился на 30-40%, достигнув в 2004-м 103,9 млн тонн (в 6,6 раза больше, чем в 1990 году). Полпред Президента РФ в СЗФО Илья Клебанов полагает, что такие темпы развития изменили расстановку сил в приграничном регионе: если раньше рынок внешнеторговых перевозок РФ был рынком продавцов транспортных услуг, и поэтому в странах Балтии пытались диктовать России условия транзита, то теперь сформировался и рынок потребителя.
Отечественные грузовладельцы могут выбирать направления перевозок, и с их требованиями приходится считаться. Правда, в недалеком будущем рост грузоперевозок на Северо-Западе РФ может нарушить сложившийся баланс. Потому в СЗФО к 2010 году необходимо нарастить мощности транспортно-портовой инфраструктуры, как минимум, до 190 млн тонн, а к 2015-му - до 250 млн тонн грузов в год.
Для выхода на такие рубежи понадобится комплексное развитие системы грузоперевозок, чтобы причальные и перевалочные мощности укрепляли одновременно с увеличением пропускной способности железных и автомобильных дорог. К сожалению, пока так не получается. Это продемонстрировали дискуссии на совещании по развитию железнодорожных подходов к морским портам Северо-Запада с участием полпреда Президента РФ в СЗФО. Они показали, что интересы ОАО `РЖД` и отечественных стивидоров не всегда совпадают.
По словам И. Клебанова, сегодня резервы роста пропускной способности железнодорожных станций остаются только у порта Мурманск. У остальных они практически исчерпаны, и надо определить, как будет обеспечен рост грузооборота интенсивно развивающихся нефтяного, балкерного и контейнерного терминалов, а также комплексов Бронки и Горской Большого порта Санкт-Петербург, портов Усть-Луга, Высоцк, Выборг и Приморск.
Досталось от полпреда и руководителям некоторых субъектов РФ, где стремятся развивать территориальные транспортные комплексы, как им удобнее, и не всегда учитывают государственные и межрегиональные интересы. Прозвучала и критика в адрес Минтранса РФ: там недостаточно занимаются координацией транспортных проектов.
В Минтрансе РФ с этим не спорят. Однако в неофициальной беседе один из чиновников заметил, что государство, наделив министерство функцией координатора российской транспортной системы, позабыло подкрепить эту функцию инструментами и финансированием. Сегодня ряд ключевых подразделений, включая надзорные органы и Росжелдор, влачит жалкое существование.
А ведь для выработки скоординированной госполитики требуются серьезные исследования - хотя бы для того, чтобы составить комплексную программу развития портов Северо-Запада РФ и подходов к ним. По представленным на совещании данным, пока нет даже обобщенного прогноза объемов и структуры грузопотоков, которые проследуют через регион, за исключением железнодорожного сегмента. Например, специалисты института `ГипроТрансТЭИ` считают, что в 2010 году отправка по стальным магистралям в российские порты Северо-Запада увеличится лишь до 109,5 млн тонн, а в 2015-м - до 155 млн тонн.
Где взять средства, чтобы создать комплексную программу? Кому из российских ученых поручить эту работу? Или достаточно тех сил, которые были задействованы на подготовку для Минтранса РФ концепции развития портов Балтики?..
Если у государства на программные разработки средств опять окажется маловато, то чиновникам вновь придется воспользоваться разработками, сделанными по заданию коммерческих структур. И после этого в полпредстве удивляются, что предприниматели тянут государственное одеяло на себя?
Объемы Грузов, поступающих на ОЖД из морских портов СЗФО (млн тонн)
Год Мурманск Высоцк Витино Приморск Петербург Усть-Луга
2003 0,1 2,3 5,8 - 18,5 0,3
2004 16,7 5,5 3,6 - 24,0 0,6
2010* 26,1 14,2 6,0 11,5 34,3 17,5
2015* 37,0 16,7 6,0 15,0 45,6 29,0
* Прогноз Источник: ДЦНТИ ОЖД |