Начавшееся реформирование бюджетного процесса в России требует от регионов принципиально других моделей финансового менеджмента: перехода от управления затратами к управлению результатами
Это предполагает новое отношение к казенным деньгам. Теперь их придется не просто распределять по отраслевому принципу `всем сестрам по серьгам`, а обоснованно планировать, направлять на наиболее значимые проекты и нести ответственность за результат. Несмотря на то что концепция реформирования бюджетного процесса полностью вступает в силу с 2007 года, в Новгородской области уже готовят базу для перехода на новую модель.
В рамках программы сотрудничества Совета Европы и Европейской комиссии для Российской Федерации здесь начата реализация проекта подготовки кадров по управлению местными финансами, предполагающая обучение специалистов из всех районов области. В программе обучения рассматриваются проблемы пополнения доходов бюджета за счет эффективного управления муниципальным имуществом, проблемы планирования и контроля за исполнением муниципального бюджета, работа с целевыми и региональными программами развития.
`Это станет актуальным уже в самое ближайшее время, ведь концепция реформирования бюджетного процесса в России ставит бюджетное финасирование в прямую зависимость от конечных результатов реализуемых программ и проектов`, - уверен куратор проекта подготовки кадров по управлению местными финансами в новгородском регионе директор муниципального научно-образовательного учреждения `Диалог` Александр Жуковский.
В Новгородской области действует более 60 региональных и федеральных программ, направленных на поддержку отдельных отраслей, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, развития предпринимательской деятельности. Программы эти, как правило, долгосрочные, рассчитанные на
2-5 лет. Ежегодно на их реализацию направляют десятки миллионов рублей.
Однако оценить реальный социально-экономический эффект от их исполнения довольно сложно: часто программы носят декларативный характер, решают внутриведомственные задачи и не стыкуются или, наоборот, пересекаются одна с другой.
`К сожалению, российские схемы реализации бюджетных программ не предусматривают механизма управления и оглашения промежуточных и конечных эффектов. Получается, что депутаты программу утверждают, деньги под нее выделяют, а есть ли результат, и какой - точно никто не знает`, - прокомментировал Александр Жуковский.
В Новгородской области на новую практику с целевыми программами планируют перейти уже к концу 2005 года. Первым шагом к этому стало участие области в российско-канадской программе `Оценка эффективности федеральных и региональных целевых программ`, предполагающей знакомство с канадским опытом управления финансами, где переход на показатели от результата начался в 2000 году. Канадские участники проекта, представители фонда `Правовые проблемы федерализма` познакомят новгородцев с адаптированным алгоритмом процедур оценки эффективности программ развития. |