На заседании Правительства РФ 7 апреля подтвердили, что комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений можно и нужно достроить в намеченные ранее сроки - в 2008 году
Дискуссий по поводу того, нужна дамба Петербургу, или без нее можно обойтись, было немало. Да и сейчас они периодически возникают. Особенно когда речь заходит о том, как использовать дамбу. Однако спорить можно до хрипоты, а между тем в нее уже вложено не менее 14,8 млрд руб. госсредств и само сооружение готово на 65%.
Специалисты подсчитали: снести дамбу дороже, чем достроить. И чем скорее это сделать, тем лучше: обслуживание недостроенного объекта обходится государству недешево. Его нельзя бросить на произвол судьбы, иначе суда просто не смогут безопасно проходить в порт Санкт-Петербург.
Затраты на достройку комплекса в ценах 2004 года - 37,8 млрд руб. Для сравнения: на реализацию программы реставрации зданий-памятников Петербурга требуется вдвое больше средств.
Завершение сооружения дамбы готовы профинансировать ЕБРР ($245 млн), Северный инвестбанк ($40 млн) и Европейский инвестбанк (40 млн евро). С двумя инвестбанками соглашение намечено заключить в первой половине 2005 года, а договор с ЕБРР подписан около двух лет назад.
Проект строительства практически готов. Однако его притормозили в Госстрое РФ. После того как Госстрой влился в Министерство регионального развития, его глава Владимир Яковлев поручил своим подчиненным разобраться, как лучше и быстрее достроить комплекс защитных сооружений. К единому мнению специалисты не пришли. И в феврале министр предложил сначала возвести тело дамбы, а уже потом решать, как компенсировать часть госзатрат за счет коммерческих проектов. Подобного мнения придерживались, кстати, и эксперты ЕБРР.
Однако в марте 2005 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко поставила вопрос иначе: целесообразно завершить возведение не только тела дамбы, но и ее транспортной составляющей.
Фактически речь идет уже и об обеспечении пропуска теплоходов через два судопропускных сооружения, и о создании основания для укладки автодороги по дамбе, которую намечали достраивать на коммерческой основе. Транспортная составляющая не предусматривалась в соглашении с ЕБРР. Ее оценили в 23 млрд руб., которые потребуется привлечь сверх ранее запланированной сметы.
Предполагалось, что строительство начнется уже в 2004 году. Исходя из этого, консультант-проектировщик (компания `Халкроу Групп Лтд`, Великобритания) разбил поступление средств на лоты. Теперь предстоит завершить переговоры с банками, составить новый график финансирования и провести конкурс на подрядные работы.
Если это не сделать в мае, то благоприятное время для строительства будет упущено и подрядчики раскачаются только к следующему теплому сезону. Но успеют ли они тогда сдать объект в намеченный срок? |