Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Страховые особенности отечественной медицины - ЭиВ N 12 (549)
НОВОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПАЛАТЫ
Страховые особенности отечественной медицины
No. 12 (549) 04.04.2005
Максим МИХАЙЛОВ
В Санкт-Петербургской Медицинской Палате 23 марта состоялся `круглый стол` на тему `Медучреждение, пациент и страховая компания`. Собравшиеся руководители организаций - членов Медицинской Палаты, Института медицинского страхования, Территориального комитета профсоюзов и Ассоциации медицинских организаций Петербурга, не просто констатировали плачевное состояние нынешнего рынка медицинского страхования, но и отметили ряд негативных тенденций в развитии российского здравоохранения в целом



Открывая `круглый стол`, исполнительный директор СПб Медицинской Палаты Василий Колобянин отметил исключительную важность обсуждаемой темы в преддверии реформы российского здравоохранения, проводя которую, государство должно прислушаться к мнению специалистов. Вот мнения специалистов без комментариев.



Борис ЛЕВИН, главный врач

стоматологической клиники `Вита`:

- К сожалению, сегодня страхование превратилось в бизнес, где страховая компания не защищает интересы пациента. Вместо этого она аккумулирует деньги на его лечение, экономя на средствах, которые должны обеспечить оплату медицинских услуг. Часто при посредничестве страховщиков далеко не все средства, поступившие на счет страховой компании от предприятия, доходят до медучреждения, в частности, идут на покрытие стоимости оказанных стоматологических услуг, остальное `задерживается` в страховой компании до наступления следующего страхового случая, скажем обострения аппендицита! Пациент оказывается обманутым, а нас, врачей, вежливо просят об этом молчать. Кроме того, ни одна страховая компания сегодня не оплачивает основное направление медицины - профилактику.

Необходимо создать принципиально иную модель взаимоотношений страховой компании и медучреждения, в которой деятельность страховщика будет опираться на поддержку мощного банка, а качество его услуг - обеспечиваться медучреждением, имеющим солидную репутацию. Тогда пациент, обращаясь к такой системе организаций за медицинской помощью, будет знать, что их корпоративная взаимосвязь и ответственность обеспечивают гарантии качественного лечения, с одной стороны, и целевое использование его средств на получаемые медицинские услуги - с другой.

Страхование пациента как физического лица должно осуществляться на протяжении всей его жизни, от самого рождения, что позволит, во-первых, разбить сумму страховки на посильные для него по объему взносы, а во-вторых, даст возможность аккумулировать достаточные средства для лечения при наступлении страхового случая.



Алексей ВАРГ, генеральный директор компании `Дельта дент`:

- Несмотря на то что мы работаем в основном с известными и солидными страховыми компаниями, бизнес со страховщиками остается крайне тяжелым. Мы активно работаем с застрахованными пациентами по факту и с так называемым прикреплением. В принципе мы даже научились из этой работы извлекать очень небольшую прибыль около $80-100 на пациента в год. При работе с застрахованными организациями, численность сотрудников которых переваливает за половину списочного состава, нам приходится работать в минус.

Получается заведомый обман. Есть очень уважаемые страховые компании, которые `натаскивают` своих пациентов, чтобы они ходили и выбирали свои деньги, при этом еще просили бы скидки на себя и на своих родственников. Почему у нас так работают страховые компании?

На Западе, например в Германии, давно существуют отлаженные партнерские отношения между лечебным учреждением, страховой компанией и пациентом. Там никто не боится перечислять деньги под страховую медицину медучреждениям. Их не украдут, они не растворятся, и пациент обязательно получит положенное ему лечение в необходимом объеме по страховому полису. Главное, там есть высокоразвитая культура потребления

услуг медицинского страхования. Ни одна из этих сторон у нас не отработана, поэтому существующий у нас рынок страховых услуг находится даже не в зародышевом состоянии.

Сегодня в нашем здравоохранении есть плохая или хорошая государственная система, есть уже нормальный частный сектор, а что будет, когда вместо государственной системы появятся хозрасчетные медицинские подразделения и так называемые автономные учреждения, которые, по идее, должны лечить чиновников или неимущих, никто не знает. Необходима поддержка государства, и не только в виде дотаций и льгот, а, прежде всего, в развитии цивилизованного рынка страховых и медицинских услуг, основанного на партнерских отношениях.



Галина ДИВЛЯШ, генеральный директор

ЗАО `Медстройсоюз`:

- Хочется отметить еще одну нездоровую тенденцию в городском здравоохранении - это появление клиник, создаваемых страховыми компаниями, что ведет к ухудшению взаимоотношений страховщиков и медиков. Страховая компания по природе призвана обеспечивать контроль качества медицинских услуг, предоставленных гражданину, с которым заключен договор. Какой может быть контроль, если директор в один карман получает деньги, а в другой - может собирать сливки, снятые со страховых договоров с VIP-клиентами, через своих родственников или доверенных лиц.

Летом в Комитете по здравоохранению представители страховых компаний - участников системы ОМС говорили о том, что экспертная оценка качества медицинской помощи в городских стационарах и поликлиниках признала ее некачественной в 75% случаев. И это справедливо беспокоит страховые компании. Хорошо, что пока еще невозможно сделать `карманную` клинику общего профиля. А вот открыть собственную стоматологическую клинику можно, и, к сожалению, этим путем идут сегодня страховые компании.

Вот еще одно зло, которое мешает становлению цивилизованного здравоохранения, в том числе и частного сектора. Потому медикам сегодня проще работать с пациентами напрямую, без посредничества страховщиков.



Сергей СИНГАЕВСКИЙ, главный врач Клиники имени Пирогова:

- В общей структуре финансовых поступлений в крупные страховые компании доля средств от медицинского страхования занимает далеко не первое место. Им гораздо выгоднее страховать спутники, КАД, им было очень интересно провести обязательное автострахование, пролоббировав этот проект. Сейчас им очень важно лоббировать обязательное страхование нашего жилья, а медицина для них - мелкий скудный денежный ручеек.

Процент рентабельности, на который ориентируются наши страховщики, не сопоставим с теми процентами, на которые рассчитывают свои проекты западные. На Западе, например, нет такого понятия, как `застрахованный VIP-клиент`. У нас же VIP-клиент в отдельных случаях может дважды или трижды перекрыть сумму страхового покрытия. Как это происходит? Очень просто: VIP-клиент страхует еще сотни две своих сотрудников. За счет этой страховки он получает льготу на лечение, но его работники никогда не будут допущены к кормушке обслуживания за счет страховых компаний. Потому нынешний страховой бизнес сделает богатых еще богаче, а простые люди останутся обманутыми.

Дикость рынка страхования приводит к извращенным обратным действиям некоторых медицинских компаний. Они пытаются заработать на

VIP-клиентах как можно больше. Например, поступает некто VIP-застрахованный в медучреждение с приступом аппендицита. Страховая компания рассчитывает заплатить за его лечение $450, но пациенту записывают кардиограмму, подозревают у него инфаркт миокарда и его на 4 дня отправляют в кардиореанимацию. А после этого вдруг выясняется, что у него, возможно, микроинсульт. И так лечение может продолжаться до тех пор, пока счет не достигнет суммы, предположим, в $12 тыс.

В страховой компании понимают, что потеряют VIP-клиента, если не оплатят полностью его лечение, хотя оно очевидно не адекватно реальности. И вот так начинаются долгие экспертные проверки. А все проверки у нас проходят на основании качества медицинской документации. И если грамотный невропатолог распишет пациенту соответствующую симптоматику, то сделанные назначения можно будет легко оправдать. Необходима государственная политика, которая мотивировала бы страховщиков переходить на цивилизованные формы работы. А пока самым главным пострадавшим остается рядовой гражданин, поддавшийся на рекламу страховых компаний.



Валентина ПЕТУХОВА, директор Института медицинского страхования:

- Страхование имеет все отраслевые признаки, но его деятельность координируется только Департаментом по надзору за страховой деятельностью. К чьей тогда компетенции отнесено развитие сущностных вопросов страхования, стратегия развития страховых услуг? Мировой опыт выделяет два варианта финансирования медицинских услуг.

Европейский вариант предполагает базовый пакет медицинской помощи, максимально обширный, обеспечиваемый либо системой ОМС, либо другими государственными источниками. К этому пакету существует дополнительный спектр услуг, финансирование которого обеспечивает система добровольного медицинского страхования. В американской системе здравоохранения преимущественно все медицинские услуги оплачиваются пациентом через систему добровольного медицинского страхования, а лечение отдельных категорий граждан финансируется государством.

Российское здравоохранение в соответствии с Законом `О медицинском страховании граждан в Российской Федерации` выбрало европейский путь развития, но, с другой стороны, пока так и не определило пакет обязательных (бесплатных) и дополнительных (платных) медицинских услуг. Такой третий вариант, в котором смешано платное с бесплатным, неизвестен миру. В итоге сегодня налицо результаты такой непоследовательности: не работают страховые принципы; государство не участвует в формировании рынка страховых услуг; сохраняются `серые` схемы в работе страховых компаний; отсутствует четкое разделение медицинских услуг на платные и бесплатные, способствуя нравственному разложению медицинских коллективов.

Я предлагаю сформировать предложения нашего `круглого стола` и направить их губернатору Петербурга, поскольку они находятся в контексте программных заявлений В. Матвиенко о движении Петербурга к европейским стандартам жизни.



Антон КОНОВАЛОВ, главный врач

стоматологической клиники `Валаам`:

- Расширение платных услуг на базе государственных медучреждений - это негативная тенденция, но в сложившейся ситуации неизвестно, что лучше: дать право главному врачу больницы брать деньги за услуги и контролировать их качество, или опять пустить денежный поток в черное русло, как это происходит сейчас? Всем известно, что во многих госмедучреждениях за получение качественной помощи пациенты платят врачу в карман. Я не могу осуждать врачей, у которых низкая зарплата, но эта ситуация не нормальная.

На мой взгляд, полностью лишить государственные медучреждения возможности оказывать платную помощь сегодня неправильно и невозможно хотя бы потому, что некоторые виды помощи никто, кроме них, оказать не сможет. Частный медицинский сектор развит пока недостаточно. Но эти платные услуги должны предоставлять цивилизованно, на основе четко сформулированной законодательной базы.



Виктор ФЕДОТОВ, исполнительный директор Ассоциации медицинских организаций:

- В рамках существующей государственной модели здравоохранения надеяться на какие-то изменения к лучшему не приходится, потому что у нас отсутствует общественная модель управления здравоохранением, характерная для всех цивилизованных стран.

В такой модели чиновник управляет отраслью, а медицинское сообщество управляет своей профессиональной деятельностью. Пока мы не будем управлять основными параметрами своей деятельности, а это стандарты, образование, нормы делового этикета страхования своих профессиональных рисков и страховой ответственности, никаких положительных решений по всем озвученным выше вопросам не будет.

Сегодня, к сожалению, некоторые подзаконные акты, регулирующие взаимоотношения страховых компаний и медицинских учреждений, не соответствуют не только Конституции, но даже Уставу города! Необходимы практические шаги по формированию законодательной базы, способной обеспечить цивилизованное развитие рынка страховых и медицинских услуг.



МЕДИЦИНСКАЯ ПАЛАТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (НП `САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПАЛАТА`)

Тел. 327-42-36, тел./факс 323-87-56. 199178 Санкт-Петербург, В. О., 11-я линия, 42-10

www.medpalata.spb.ru, e-mail: medpalata@medpalata.spb.ru



Хотелось бы знать, что думают об этой проблеме страховщики и организаторы городского здравоохранения
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru