Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Машиностроение: рынок заставляет идти навстречу потребителю - ЭиВ N 12 (549)
`КРУГЛЫЙ СТОЛ` `ЭВ`
Машиностроение: рынок заставляет идти навстречу потребителю
No. 12 (549) 04.04.2005
Александр ЕВСЕЕВ,

главный редактор газеты

`Экономика и время`:

- Еще два-три года назад строились оптимистичные планы увеличения экспорта продукции российского машиностроения. Правительство ставило амбициозную задачу: вернуться на традиционные зарубежные рынки - Китая, Вьетнама, Египта... Однако уже тогда звучали голоса и скептиков.

Сегодня, по данным Минэкономразвития РФ, доля отечественного машиностроения в общей структуре экспорта РФ неуклонно сокращается, и в 2004 году она составила всего 6,7%, тогда как в Китае доля экспорта аналогичной продукции превысила 60%. Объем российского экспорта машин и оборудования вдвое меньше, чем у Чехии. Эта тенденция, кстати, характерна не только в целом для РФ, но и для Петербурга. В энергетическом машиностроении доля России в общем объеме мирового экспорта снизилась с 10% до 1%, а в экспорте гражданской авиации - с 25% до 0,3%.

`Инструменты продвижения продукции машиностроительных предприятий на внутреннем и внешнем рынках` - так обозначена ставшая для нашей страны еще более актуальной тема `круглого стола`, который мы решили провести совместно с Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой.

Приглашая к разговору, предлагаю разделить проблему на две составляющие: первая - политика государства в этой сфере, вторая - оценка собственных возможностей бизнеса.



Владимир КАТЕНЕВ, президент Санкт-Петербургской ТПП:

- Российские предприятия нуждаются в продвижении своей продукции. Однако кто-то находит эффективные инструменты для этого, а кто-то сталкивается с препятствиями. Многое сегодня в стратегии на рынке определяется собственниками, которые нередко привлекают для управления финансами и сбытом иностранных специалистов. И все же у самых разных фирм, крупных и малых, есть общие проблемы, для решения которых надо консолидировать усилия. В частности, когда речь идет о доступе в систему заказов от естественных монополистов.

Сегодня эти корпорации используют заемные средства на внешнем рынке, поэтому вынуждены декларировать, что проводят открытую и прозрачную финансовую политику. Однако на практике многое решается в таких структурах кулуарно. Многие предприятия не могут войти в круг поставщиков монополий, им отказывают под разными предлогами. Не по всем видам закупаемой продукции проводят конкурсы. Сложно узнать условия, по которым выбирают поставщиков. Предприниматели нередко не понимают, по каким параметрам была отвергнута их продукция.

Например, продукция завода `Севкабель` пользуется спросом на рынке. Но она практически не используется ОАО `Ленэнерго`. В РАО `ЕЭС` предпочитают приобретать оборудование у западных компаний ABB и Siemens, а не его аналоги, выпускаемые отечественными заводами, хотя те, в свою очередь, продают продукцию за рубеж. Такая политика подрывает позиции отечественных машиностроителей на традиционных для них рынках сбыта: даже в Китае и Индии их спрашивают, почему, мол, в России не используют их оборудование.

Между тем с высоких трибун призывают развивать в России импортозамещение. Задача поставлена. Нужно найти механизмы ее реализации. В частности, использовать те возможности, которыми располагают торгово-промышленные палаты, создавать общественное мнение для лоббирования необходимых решений.



Святослав СОКОЛ,

член президиума правления

Российского союза

товаропроизводителей:

- В выступлениях на заседании `круглого стола` обозначено весьма существенное противоречие: с одной стороны, имеются уникальные разработки отечественных специалистов, а с другой - государство не создало условий для их внедрения.

Вопрос о том, какими методами надо поддерживать промышленность и машиностроение России, упирается в критерии, по которым следует оценивать эффективность этой работы. Очевидно, государство должно стимулировать улучшение качества продукции предприятий и предложение ими конкурентоспособных цен. Однако в ряде случаев при всех прочих условиях следует принимать во внимание еще и проблему обеспечения независимости страны.

В связи с этим вспоминается диалог с одним из китайских чиновников. Когда его спросили, выгодно ли его стране было вступить в ВТО, тот ответил, что в правительстве КНР однозначного мнения по этому поводу нет. Однако все убеждены, что следует пользоваться инструментами ВТО. Тем более что там приняли практически все условия КНР, которые были сформулированы предельно четко.

К сожалению, в России законов много, а инструментов для их выполнения мало.



Константин ВАСИЛОВ,

замдиректора по производству

и продажам ОАО `ЛОМО`:

- Если уж речь зашла о лизинге, замечу: такая схема удобна под конкретные проекты с известными затратами и возможностью спрогнозировать прибыль. Активно переоснащать производство без наличия стабильных заказов - необоснованный риск. А с госзаказами обычно ситуация неопределенная. Возьмешь их, а потом может оказаться, что работаешь себе в убыток. К тому же система формирования затрат по нормативам госзаказа не соответствует сегодняшним рыночным условиям. И отказаться нельзя. Особенно если заказ оборонный. Спецпроизводство и уникальных специалистов приходится содержать постоянно, а госзаказы постоянством не отличаются.

Как изучать нужды наших заказчиков, если это монополии или оборонные ведомства? Ведь система формирования их нормативов - тайна. Планирование заказов предугадать сложно. Скажем, мы уже три года не получали подряды от ВМФ РФ, хотя российские подводные лодки оснащены нашими оптическими устройствами. В такой ситуации российские предприятия способны повлиять не на все виды своих затрат и структур продаж.

Мы смогли избавиться от текущей убыточности только после того, как стали увеличивать выпуск гражданской продукции - медтехники, микроскопии, метеооборудования, сейчас идут испытания видеоэндоскопического комплекса. В гражданском секторе можно проводить маркетинг. И мы выигрываем крупные тендеры на поставки. А вот в сегмент тендеров средних по объемам закупок не всегда попадаем, потому что в некоторых есть `специфические условия`, или когда нас необоснованно исключают из тендера. В результате в России могут, скажем, закупить австрийские микроскопы, хотя хорошо известно, что у них только торговая марка австрийская, а сделаны они в Китае и ничем не лучше наших...



Анатолий СУДАРЕВ, гендиректор, генеральный конструктор

`Научного инженерного центра `Керамические тепловые двигатели имени А. М. Бойко`:

- Мы занимаемся разработками в области высоких технологий энергетики и экологии (керамические газотурбинные двигатели, гибридные энергоустановки, топливные элементы, нанотехнологии и другие). Пока структура энергетики нашей страны и система регламентации ее деятельности таковы, что высокие технологии ей не нужны.

Что мешает инновациям? Отсутствие потребности в высоких технологиях приводит к тому, что процедура оформления договоров на НИОКР превращается в марафон, затягивающийся иногда на несколько лет. При этом затраты на оплату чиновников, организацию их выездов для ознакомления и проверок могут превысить требуемые затраты на выполнение проекта, а в результате - незаключенный договор.

Складывается впечатление, что в России нет стимулов для внедрения инноваций. Инвестиции в них оказываются менее выгодными, чем закупка оборудования на Западе. По целому ряду направлений научно-исследовательских работ во многих университетах и НИИ - глубокий спад, нет заказов от промышленности. Естественно, снижается и уровень преподавания (преподаватели не участвуют в НИОКР), и качество профподготовки специалистов.

Предотвратить разрыв между теорией и практикой помогают заказы из стран ЕС и США. Однако за способ выживания приходится дорого расплачиваться: российские ученые вынуждены продавать технологии целиком, теряя всякие права на них.

Обидно, что российским ученым легче найти партнеров за рубежом, чем в своем Отечестве. Идей у нас много. Но почему-то они превращаются в готовые для промышленного внедрения технологии гораздо чаще на Западе...



Сергей ЖЕЛЯКОВ, замдиректора компрессорного завода ОАО `Машиностроительный завод `Арсенал`:

- В ОАО `Арсенал` выпускают не только оборонную, но и гражданскую продукцию, в частности генераторы электроэнергии. Здесь упоминали непрозрачную политику монополистов. Однако многие российские ведомства, ФГУПы и ГУПы, представляющие интересы государства, ведут себя не лучше. Взять поставки для МЧС РФ. Ряд тендеров, которые проводит это министерство, закрыт для большинства отечественных предприятий. Многие даже не слышали о том, что такие конкурсы проводятся. Неясно, какими критериями руководствуется МЧС РФ, но там нередко предпочитают приобретать импортную продукцию, хотя в стране есть ее аналоги, в частности генераторы электроэнергии...

Как видите, проблему надо ставить шире: организации, работа которых связана с обеспечением государственных нужд, должны определить общую стратегию закупок.



Сергей КИТАЕВ, генеральный директор ЗАО `ПРОМЭКСПО`:

- Проблем в машиностроении немало, хотя, если судить по отчетам за 2004 год, предприятия сработали неплохо. Одна из причин, мешающих развитию, - закрытость рынка закупок отечественных монополий. Сегодня ситуация немного изменилась, примером может быть партнерство петербургских компаний с ОАО `РЖД`, которое развивается во многом благодаря усилиям Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. Если ранее многие предприниматели даже не знали требований `РЖД`, теперь доступна инновационная программа компании до 2007 года.

Препятствием в развитии отрасли можно назвать и размытость промышленной политики РФ. Она разбита на множество программ. А общие принципы развития экономики не сформированы. Главы министерств и ведомств декларируют о поддержке предпринимателей. Но конкретные вопросы решаются на уровне начальников департаментов, до которых сложно достучаться. Потому необходимо использовать для продвижения продукции отечественного машиностроения разные инструменты. В том числе и публичные: участие в выставочных форумах, публикации в деловой прессе.

Так, подготовка к Международному промышленному форуму `Российский промышленник` проводится в соответствии с ситуацией в российской промышленности. Организационным комитетом утвержден новый вариант концепции форума, который состоит из блока выставок и конгрессов. В нем сочетается комплексный подход к выставочной тематике с глубоко структурированной программой содержательной части. В отличие от других выставок, в большей степени ориентированных на экспонирование конечной продукции промышленных предприятий, наш форум отдает предпочтение представлению оборудования, технологий и комплектующих для них.



Сергей ГАДАЛОВ, генеральный

директор компании `Квадрат СГ`:

- Я не разделяю иждивенческих настроений в предпринимательской среде. Основная наша задача - сделать товар конкурентоспособным. Прозвучало мнение: сложно проникнуть на рынок поставок для отечественных монополистов. Можно подумать, что пробиться к западным компаниям легче. У нас 1,5 года ушло на то, чтобы наладить контакты с производителем автотехники `Скания`. Диалога не получалось, пока мы не усовершенствовали технологии. Потом стали покупать нашу продукцию - сначала едва ли не поштучно.

Стоит приглядеться к опыту других стран. В Польше, например, готовы приступить к инновациям с нуля, с `гаражного` производства на бывших в употреблении станках. Потом - этап реноваций оборудования и, наконец, выпуск высокотехнологичной продукции. Если собрать подобные проекты под общей крышей, то получится вариант технопарка, позволяющий оптимизировать расходы и сконцентрировать ресурсы на выпуске конкретного изделия.

В России надо создавать технопарки. И мы пошли таким путем. Прежде всего, сложно найти партнеров. Нередко можно увязнуть в переговорах, когда не удается добиться гарантий выполнения обязательств, условия сотрудничества постоянно меняются. Трудно отладить систему обмена заказами между предприятиями. Но если изначально придерживаться позиции `сначала дай деньги, а потом я подумаю, как выполнить заказ`, то никаких заказов вообще не получишь.

Надо учиться структурировать виды бизнеса и кооперироваться. А государственная политика в РФ так часто меняется, что многие малые предприятия уже привыкли выживать самостоятельно и без господдержки находить сбыт своей продукции.



Петр ВАНЮКОВ, директор филиала

в Петербурге `Объединенной лизинговой компании `Центр-Капитал`:

- Некоторые предприниматели сетуют на то, что лизинговые программы в России не развиты. Безусловно, платежеспособный спрос на услуги и возможности иных лизинговых компаний ограничивают рост рынка лизинга. Однако в своей деятельности постоянно сталкиваюсь с тем, что менеджеры коммерческих служб машиностроительных предприятий, заинтересованных в расширении сбыта своей продукции, не предлагают приобрести то или иное оборудование с помощью лизинговой компании. Причем причина достаточно банальна - неосведомленность о преимуществах лизинга для клиента, о важности его использования для увеличения продаж собственного предприятия.

При совместном (с участием поставщика, покупателя, представителя лизинговой компании) рассмотрении проекта по приобретению технологического оборудования (подчас достаточно дорогостоящего) открываются совсем другие перспективы. Ведь покупатель за свой условный миллион мог приобрести одну единицу оборудования, а используя тот же миллион как аванс лизинговой компании - уже три. Для поставщика - это увеличение продаж в три раза, для покупателя - весь необходимый комплект оборудования. Российским предприятиям, их сбытовым подразделениям есть смысл внимательнее присмотреться к тем механизмам, которые используют их западные и восточные конкуренты для продвижения своей продукции. Лизинговый механизм для них - один из основных.



Мнение эксперта



Алла ВИННИК, директор Центра деловой этики и корпоративного управления:

- `Круглый стол` показал, что тема `Инструменты продвижения продукции машиностроительных предприятий на внутреннем и внешнем рынках` востребована и актуальна. Представители предприятий высказывались искренне и эмоционально, переживая за российскую промышленность. Многие отмечали неблагоприятную политику государства в этой сфере, плохое таможенное законодательство, отсутствие государственных заказов и несправедливость при проведении тендеров естественными монополиями.

Из инструментов продвижения продукции упомянули только лизинг и выставки. Очень удивило, что никто не сказал ни слова о маркетинге, рекламе, о том, что можно и нужно улучшать сервис и налаживать по-новому систему продаж, систему поиска клиентов, новых рынков, новой продукции, в которой нуждаются потребители, дополнительного сервиса, то есть всего того, что сегодня является обязательными составляющими успеха предприятия в рыночных условиях.

Безусловно, проблема государственной поддержки машиностроительной отрасли стоит очень остро, и это серьезный внешний фактор, сдерживающий развитие. К сожалению, участники диалога не сконцентрировались на таких внутренних проблемах, как отсутствие навыков работы в рыночных условиях, закрытость, незнание маркетинга, боязнь принимать решения, когда нет возможности ждать, что государство вспомнит о тебе.

Я абсолютно согласна с одним из выступавших, который сказал, что `не надо ныть, а надо учиться и много работать, тогда можно добиться успеха и в машиностроительной отрасли`.



Предложения участников `круглого стола`



1. Правительству РФ пора определить, какие технологии будут востребованы для нужд государства в долгосрочной перспективе. Должно быть известно, что государство предпочитает закупить за границей и какие технологии заказать российским компаниям. Нужны не общие декларации, а специальные исследования, которые могли бы в перспективе лечь в основу заказа ТЭО создания новых образцов промышленной продукции.

2. Настала пора существенно упростить экспертные процедуры, связанные с внедрением высоких технологий. Эти процедуры породили своеобразный рынок труда для чиновников. Внедрение высоких технологий нуждается в господдержке, чтобы подготовить выпуск принципиально новых товаров в серию. Именно это и должно быть основным критерием эффективности расходования средств на прикладные исследовательские проекты. Как показывает практика, такие проекты лучше всего реализовать через систему технопарков.

3. Отраслевые программы развития нуждаются в механизмах коррекции в зависимости от ситуации на рынке. Целесообразно вести мониторинг использования тех льгот, которые обещают чиновники предприятиям отечественного машиностроения. Льготы не должны превращаться в источник коррупции предпринимателей и чиновников. Такой мониторинг результативнее, если ведется комплексно.

4. Участники `круглого стола` еще раз подтвердили, что рынок сбыта машиностроительной продукции в первую очередь - рынок покупателя. Крайне важно для расширения сбыта изучать его требования и нужды. Вопрос о прозрачности и открытости естественных монополий, госструктур, выполняющих хозяйственные функции, ФГУПов и ГУПов становится особенно актуальным. Необходимы рычаги государственного воздействия на них для совершенствования тендерных механизмов закупки промышленной продукции. В частности, было бы полезно законодательно регламентировать процедуры опротестования результатов тендеров.

Одобрена работа Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, благодаря которой условия хозяйствования монополий и госпредприятий стали корреспондироваться с уровнем развития ими партнерства с промышленными компаниями города. Оценивать эффективность такого партнерства следует по объемам поступлений средств в местный бюджет и создания в субъекте РФ новых рабочих мест.

`Экономика и время` и комитет по промышленному развитию и высоким технологиям СПб ТПП продолжат обсуждение проблем развития отрасли и предлагают всем заинтересованным направлять свои предложения в редакцию (info@ev.spb.ru) и СПб ТПП (spbcci@spbcci.ru)











Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru