По данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), доля слабоалкогольных напитков в 2004 году увеличилась до 43% против 32% в 2003-м. Пропорционально уменьшились доли водки (с 30% до 25%) и крепленых вин (с 18% до 13%)
В целом в 2004-м производство алкоголя в Петербурге достигло 17,8 млн дкл (+30% к 2003-му), а объем поступлений в бюджет города от акцизов - 2,12 млрд руб. (+72%). Это свидетельствует, что в Петербурге стало меньше нелегальных продаж спиртного. Тем не менее председатель КЭРППиТ Владимир Бланк полагает, что бюджет недополучил 750-880 млн руб. Из-за изменения законодательства основными плательщиками акцизов в Петербурге оказались предприятия оптовой торговли. А их сложнее контролировать, чем производителей спиртного.
В связи с этим в КЭРППиТ решено усилить партнерство с бизнесом и создать благоприятные условия только для добросовестных плательщиков акцизов. А чтобы упростить чиновникам выполнение этой задачи, ряд фирм, претендующих на такой статус, объединился в ассоциацию `Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса `АЛБИ`. В правительстве Петербурга им пообещали сотрудничество в совершенствовании законодательства, лояльность в решении инфраструктурных проблем и поддержку при продвижении продукции в другие регионы. Последнее весьма существенно, ведь Петербург - открытый рынок алкогольной продукции: около 50% рынка приходится на сторонних производителей. К сожалению, в других субъектах РФ ситуация иная: там нередко создают преференции местным компаниям и ограничивают присутствие чужих.
Предполагается, что со временем список членов `АЛБИ` расширится. Участие в ассоциации подразумевает определенные обязательства. Потому в правительстве полагают, что законопослушных операторов станет больше. Что ожидает тех, кто не пожелает войти в их круг? Об этом можно только догадываться: руководители `АЛБИ` на пресс-конференции были не слишком многословными. А о чем говорят на совещаниях за закрытыми дверями, журналистам неизвестно.
Впрочем, опираясь на статистику, попробуем догадаться. Год назад в Петербурге было 76 акцизных складов. В начале 2004 года активизировались проверки их работы. И за 4 месяца платежи в бюджет выросли в 1,6 раза, по сравнению с соответствующим периодом 2003-го. В середине 2004 года на одной из пресс-конференций чиновники заявили, что оптимальным вариантом они считают такой, когда число складов соответствует числу операторов, которые вносят львиную долю акцизов в бюджет.
В конце 2004 года акцизных складов осталось 60. А компаний, суммарная доля платежей которых превышает 90% от всех акцизных поступлений, стало больше: в 2003 году их было 15, сегодня - 21. Ровно столько и вошло в состав `АЛБИ`, которая появилась в конце 2004 года.
Акцизные склады - ключ к контролю за товаропотоками алкогольной продукции. Следующие на очереди - организации оптовой торговли (их в Петербурге свыше 150). Если очень захотеть, то число игроков в этом сегменте рынка можно сократить вполовину. Однако в городе действует и более 9,5 тысячи предприятий розницы. Практика показывает: если часть ларьков и магазинчиков закрывают, то потом на их месте или поблизости открывают аналогичные заведения. Кроме того, есть способы ухода от уплаты акцизов. Так, с помощью `мальковой` схемы (на бутылку клеится марка, предназначенная для менее вместимых емкостей), схемы возмещения ранее уплаченного акциза или махинаций с отправками алкоголя в другие регионы.
Долю нелегальных продаж алкоголя в странах ЕС в 2002 году оценивали в среднем в 15-25%. В Петербурге, по данным КЭРППиТ, она находится в пределах от 35% до 55% от оборота легального рынка. Это видно, в частности, при сопоставлении данных по квотам на ввоз спиртного в РФ и уплаченных акцизов. Причем сегодня 90% нелегального алкоголя - заводского производства. Вот почему в КЭРППиТ пытаются усовершенствовать систему контроля качества продукции. В связи с этим на федеральном уровне намечено инициировать поправки в законодательство (в частности в Закон `О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции`) и поставить вопрос перед Правительством РФ об урегулировании отношений со странами-импортерами (в первую очередь с Украиной и Молдовой).
На межрегиональном уровне предлагают гармонизировать порядок и ставки взимания налогов, которые в субъектах РФ неодинаковы, и наладить учет для выявления неплательщиков, а на городском уровне - усовершенствовать порядок выдачи региональных марок и вместе с городским ГУП `Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг` подготовить постановление правительства Петербурга по усилению контроля за алкоголем, оптимизации системы его поставок и розничных продаж.
В 2004 году `Центр контроля` проверил 927 предприятий, торгующих спиртным, часть из них - вместе со специалистами УМНС, Лицензионной палаты, ГУВД,
КЭРППиТ и ГТИ. На каждом 2-м из проверенных предприятий выявлены нарушения. Примерно на каждом 5-м отсутствовали необходимые документы, сертификаты или спецмарки. У каждого 10-го обнаружены некачественные товары. В январе-феврале 2005-го доля нарушителей сократилась. Однако она остается по-прежнему весомой, так что проверки продолжат.
Операторы, вошедшие в `АЛБИ`, относятся к подобным репрессиям спокойно. Так, в ЗАО `Холдинговая компания `Ладога` считают, что рынок должен стать прозрачнее. Сегодня многие воспринимают его едва ли не как криминальный. На рынке сложились неравные условия конкуренции, благодаря которым, скажем, украинские производители заметно потеснили отечественных. Ведь значительную часть украинского алкоголя ввозят в Россию по `серым` схемам, в обход акцизных складов.
И в компании `Ливиз` полагают, что усиление госконтроля за рынком пойдет ему только на пользу. Там негативно относятся к намерению Правительства РФ отменить квоты на алкоголь: недорогая и не слишком качественная водка, произведенная в глубинке, может занять весь российский рынок.
|