На вынесенный в заголовок вопрос сегодня едва ли можно дать однозначный ответ: законопроект `О саморегулируемых организациях`, который власти грозились принять еще в прошлом году, до сих пор остается лишь проектом. Этот нюанс вносит дополнительные неясности в проблему реформирования российского аудита: если предложенные правительством поправки будут приняты раньше закона о СРО, возникнут сомнения, насколько легитимными будут созданные в соответствии с ними организации и как много участников рынка признают их авторитет.
Кстати говоря, даже такой энтузиаст саморегулируемых организаций, как глава Минэкономразвития Герман Греф, не раз отмечал, что одним базовым законом дело едва ли ограничится, поскольку его будет явно недостаточно, чтобы учесть отраслевое своеобразие всех сфер бизнеса, а значит, придется создать еще целый пакет конкретизированных документов. На все про все, если прогнозировать с учетом российской специфики, могут потребоваться многие годы.
На сегодня саморегулируемые организации действуют во многих отраслях российского бизнеса. Наиболее эффективные и влиятельные, такие как Национальная лига управляющих (НЛУ) и Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), представляют интересы финансового сообщества.
Впрочем, нельзя не признать, что между этой сферой бизнеса и аудитом есть весьма существенные различия, которые в конечном счете и ставят под сомнение всю идею передать отечественный аудит в сферу ведения СРО.
Конкретные определения саморегулируемых организаций содержатся в уже действующих российских законах, в частности `О несостоятельности (банкротстве)`. Согласно последнему СРО - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в соответствующий государственный реестр и преследует цели, направленные на регулирование и обеспечение деятельности конкретного профессионального сообщества (в данном случае речь идет об арбитражных управляющих). Есть и еще целый ряд требований, которым СРО должна соответствовать, чтобы состоять в государственном реестре.
Сегодня вопросы передачи контрольных функций СРО обсуждают в ряде отраслей, в частности в строительстве. В данном случае, правда, решение вопроса увязывают с принятием многострадального закона о саморегулируемых организациях, перспективы которого, как уже сказано выше, остаются труднопредсказуемыми. К тому же мало кто из участников рынка верит, что правительство реально позволит участникам того или иного рынка `играть в демократию`, управляя друг другом. |