Как уже сообщалось, Аудиторская палата Санкт-Петербурга подготовила обращение в связи с предложенными правительством поправками к Закону `Об аудиторской деятельности`
В целом, по мнению специалистов, предложенные изменения не отвечают ни потребностям современной российской экономики, ни интересам профессионального сообщества в целом. Напротив, реформа может привести к ослаблению конкуренции, вытеснению из отрасли большинства малых фирм, неоправданному повышению клиентских расходов.
Критику участников рынка вызвало отсутствие в законопроекте регламентации деятельности СРО, которая могла бы предотвратить шаги, направленные на ограничение конкуренции.
Также, по мнению многих членов Аудиторской палаты Санкт-Петербурга, принятие правительственных поправок к Закону `Об аудиторской деятельности` приведет к значительному удорожанию аудиторских услуг в России. Причин такого поворота событий две: во-первых, в силу того что вступление в СРО объявляется обязательным не только для организаций, но и для их сотрудников (с необходимостью уплачивать членские взносы) и, во-вторых, предполагается аннулирование с 1 января 2009 года действующих сегодня квалификационных аттестатов аудиторов.
Последнее автоматически повлечет за собой необходимость сплошной переподготовки специалистов по программе МСФО, без чего продолжение профессиональной деятельности, на законных основаниях во всяком случае, окажется невозможным. По расчетам, затраты одной среднестатистической компании на переобучение и переаттестацию сотрудников составят более 80 тысяч евро. Для подавляющего большинства участников рынка такие расходы заведомо непосильны.
Кстати говоря, достаточного количества преподавателей для обучения российских аудиторов на новый лад в настоящее время просто нет. Наконец, необходимость в срочном порядке осваивать МСФО ставит отечественных специалистов в неравное положение с иностранными, которые соответствующие знания в большинстве своем уже имеют.
Отдельно ставится вопрос об аудиторской тайне, которая, по мнению петербургских экспертов, законодательством обеспечена недостаточно. К примеру, допускается, что в помещениях, используемых аудитором для ведения профессиональной деятельности, могут проводить оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия в отношении материалов, полученных им для работы, причем даже при отсутствии на то судебного разрешения.
В связи с этим вполне объяснимо предложение использовать уже существующий регламент доступа к адвокатской тайне и в аудиторской практике. Данный порядок, напомним, предусматривает, что по закону адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших известными ему в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, а проведение оперативно-разыскных или следственных действий в отношении адвоката допускается только на основании судебного решения. |