Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

ОАО `ЛОМО`: контроллинг помогает принимать управленческие решения - ЭиВ N 10 (547)
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ/КОНТРОЛЛИНГ
ОАО `ЛОМО`: контроллинг помогает принимать управленческие решения
No. 10 (547) 21.03.2005
Алексей ФИЛИНОВ,главный экономист ЛОМО
Руководство предприятия трансформировало структуру информационных взаимосвязей в системе управления
Реализация идеологии контроллинга в ЛОМО осуществляется последовательно в рамках поиска наиболее эффективных путей совершенствования системы управления предприятием. При этом первоочередной задачей для предприятия являлось решение методических и организационных проблем по координации деятельности бизнес-направлений (дивизионов).

Идею построения прозрачной информационной модели, позволяющей оценивать результативность самостоятельного бизнес-направления в виде простой составляющей общей результативности деятельности предприятия, удалось в сжатые сроки осуществить с использованием инструментов и методов контроллинга. Возникшая необходимость преодоления противоречивости новых и традиционно применяемых понятий и показателей позволила постепенно ввести в практику делового общения целый ряд современных терминов, адекватно описывающих экономические процессы. Действительно, за внешним сходством некоторых определений бывает скрыто их иное смысловое содержание.

Примером двойственности понятий, выполняющих симметричные функции, могут послужить сравнения: элементов и статей затрат, продуктовой и полной себестоимости продукции, мест возникновения затрат (МВЗ) и структурных подразделений предприятия, смет затрат функциональных МВЗ и накладных расходов и так далее. Место и роль каждого такого понятия и показателя были определены руководством в процессе трансформации структуры информационных взаимосвязей в системе управления предприятием.

Сегодня можно констатировать, что информационная модель системы контроллинга ЛОМО, представленная на схеме, приведенной ниже, позволяет получать необходимые для принятия решений данные в различных аналитических срезах.

Данная модель разрабатывалась на основе рекомендаций Международной ассоциации контроллеров и ориентирована на дивизиональную организацию бизнеса ЛОМО.



Особенности дивизиональной организации бизнеса ЛОМО

Дивизионы представляют собой организационные структуры с замкнутым функциональным (производственным) циклом и закрепленными за ними бизнес-направлениями:

- дивизион 1 (Д-1): промышленная деятельность;

- дивизион 2 (Д-2): НИОКР;

- дивизион 3 (Д-3): управление корпоративным имуществом.

С целью повышения эффективности деятельности соответствующих бизнес-направлений и реализации общекорпоративных целей по стратегическому развитию дивизионы наделены полномочиями в принятии следующих оперативных решений:

- управление продажами путем самостоятельного выбора и расширения сегментов рынка, поиска новых клиентов, уточнения политики ценообразования, проведения мероприятий по продвижению продукции на рынке, при условии достижения целевых показателей деятельности;

- управление прямыми затратами путем самостоятельного выбора поставщиков и контрагентов, определения цен и объемов закупки материалов, комплектации, работ, услуг;

- управление сметами затрат структурных единиц, входящих в состав дивизионов, в рамках правил и регламентов, устанавливаемых корпоративным центром - высшим исполнительным органом, осуществляющим функцию бюджетного регулирования и контроля и ответственным за результаты деятельности предприятия в целом.

На практике управление дивизионами ЛОМО в значительной степени децентрализовано, они образуют организационные единицы с частично обособленной системой учета и ответственностью за прибыль только на уровне промежуточных результативных показателей в виде сумм покрытия третьего или четвертого уровня.



Последовательность построения модулей информационной системы контроллинга

Построение информационной модели контроллинга целесообразно начинать с модуля расчета управленческой прибыли или модуля оценки результативности продаж за период в виде суммы покрытия 1, так как такой подход, прежде всего, отражает рыночную ориентацию концепции. При этом для каждого носителя затрат (продукта) были определены его продуктовые издержки, рассчитываемые на первом этапе с определенной долей приближения.

Далее основное внимание уделялось построению самостоятельного модуля учета затрат по элементам и функциональным местам их возникновения. Таким образом сформировалась основа для создания модуля калькуляции продуктовой себестоимости по носителям затрат с использованием ставок косвенных продуктовых затрат производственных МВЗ.

Такой порядок построения одновременно позволил решить задачу бюджетного планирования структурных затрат с их привязкой к соответствующим бизнес-направлениям (дивизионам). Модуль учета затрат по проектам может быть разработан независимо от предложенной последовательности и встроен в общий алгоритм по мере готовности.



Значение поэтапного расчета сумм покрытия

в управлении прибылью

На практике количество уровней покрытия затрат зависит как от необходимости управлять внутриструктурными объектами (группами МВЗ, группами продуктов и т. п.), так и от возможности ведения учета затрат и результатов в разрезе соответствующих объектов.

Предпосылками успешного применения на ЛОМО предложенной методики оценки управленческого результата на основе поэтапного расчета сумм покрытия в качестве инструмента управления прибылью являются отвечающая целям предприятия дивизиональная структура бизнеса и построенная на ее основе планово-контрольная бюджетная система. Системе планирования в разрезе принятых на ЛОМО объектов учета затрат и результатов соответствует система отчетности, в рамках которой происходит оборот отчетных данных и контрольной информации.

С точки зрения формирования сводного бюджета продаж ЛОМО, ориентированного на достижение целевой величины управленческой прибыли, имеют значение следующие основные принципы:

 Каждый из дивизионов отвечает не только за достижение определенных объемов продаж, но и за покрытие продуктовых затрат по номенклатуре продукции дивизиона, затрат по продвижению продукции на рынок, а также за покрытие собственных организационно-структурных затрат

 Сводный бюджет предприятия формируется в виде агрегированного бюджета по нескольким независимым дивизионам

 Результативность продаж на уровне дивизионов оценивается показателем суммы покрытия 1

 Критерием эффективности мероприятий по продвижению продукции на рынок выступает показатель суммы покрытия 2

 На уровне корпоративного центра в качестве результативных показателей деятельности дивизионов выступают суммы покрытия третьего уровня, характеризующие вклад дивизионов в покрытие нераспределяемых общекорпоративных структурных затрат.
Другие материалы рубрики
УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ/КОНТРОЛЛИНГ
19.11.07Сюрпризы автоматизации
Критерии выбора ERP-систем изменились: сегодня ценность представляет не просто система для автоматизации управления предприятием, а способность ее интеграции с компьютерными приложениями, которые необходимы для принятия решений

19.11.07Если компанию признали банкротом...
19.11.07Как начислить НДС, если на товар есть скидка
16.04.07Поворот в стиле фэшн
02.04.07Тим-билдинг по-медицински
02.04.07Умри, но праздник сделай!
11.07.05Интегрированный учет затрат в контроллинге
Зачем менеджменту ЛОМО функциональная структура мест возникновения затрат?
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru