В 2004 году в Большом порту Санкт-Петербург 28 стивидорных компаний переработало около 48 млн тонн грузов (+18%
к 2003-му)
Стивидоры сумели привлечь больше металлов и контейнеров. Максимальный прирост достигнут по перевалке минеральных удобрений, металлов и леса. Доля нефтепродуктов в общем грузообороте в 2004 году осталась практически на прежнем уровне (27%). Основную прибавку дало ЗАО `Петербургский нефтяной терминал`, где обработали 9,3 млн тонн нефтепродуктов (+30%).
По прогнозам в рамках выработки нового Генплана развития города на Неве, к 2025 году суммарный грузооборот стивидоров Большого порта Санкт-Петербург может увеличиться до 90 млн тонн (пессимистический сценарий) или до 132 млн тонн (оптимистический сценарий). Многое будет зависеть от эффективности зонирования территорий под модернизацию существующих и создание в будущем новых терминалов, а также от степени развития инфраструктуры.
Для наращивания мощностей Большого порта территории уже давно намечены: основные зоны очерчены прежней Генсхемой развития порта, утвержденной на коллегии Минтранса РФ. Правда, сейчас намечено внести некоторые дополнения. В частности, специалисты ОАО `ЛенморНИИпроект` предложили дополнительные участки для развития портовых комплексов на севере и на юге Петербурга, небольшие площадки вне зоны бывшего Ленинградского морского торгового порта и территорий, примыкающих к ней.
Недавние дискуссии показали: непосредственно незавершенный комплекс защитных сооружений Петербурга от наводнений (дамба) в ближайшие годы вряд ли послужит основой для создания целой вереницы новых морских терминалов на линии между Бронкой и `Горской`. К сожалению, пока к ним не испытывают интереса частные инвесторы, которые предпочитают ограничиваться локальными проектами портостроительства.
Для таких проектов предлагают участки в Ломоносове, у железнодорожной станции Бронка, в районе стройплощадки `Горская` комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений и восточной части поселка Лахта. Просматриваются также новые площадки для перегрузочных терминалов для новых комплексов и на городских территориях вдоль комплекса защитных сооружений Петербурга, на острове Котлин и вдоль южной дамбы морского канала (так называемый пятый намывной район порта).
С учетом этих поправок планируется в ближайшее время уточнить Генсхему развития Большого порта. После этого она поступит на утверждение в Правительство РФ.
Попутно предстоит уточнить границы Большого порта и его акватории, что не делали с 1924 года. В результате образовались белые пятна в законодательстве, регулирующем обработку судов и грузов, которые следуют по Балтике через Петербург.
Перевалка грузов в портах Северного бассейна, Санкт-Петербург, странах Балтии и Финляндии (млн тонн)
Год Северный Порт Порты
бассейн Санкт- стран Балтии
Петербург и Финляндии
1998 8,2 21,6 52,7
2000 11,4 32,1 49,1
2003 23,7 41,9 56,2
|