Усиление конкуренции среди программ МВА заставляет руководителей бизнес-школ максимально подстраивать обучение под потребности реального бизнеса, не жертвуя при этом фундаментальным содержанием курсов и не отходя от строгих государственных стандартов. О том, как учесть все эти непростые условия, рассказал проректор Международного университета в Петербурге Федор Соков
- Очевидно, что требования к содержанию программ МВА меняются в сторону большей практичности. Линию ведет Российская ассоциация бизнес-образования, да и наши слушатели не скрывают желания получать максимальную пользу от обучения в своих повседневных делах. Большинство среди них составляют молодые, в возрасте до 40 лет, знающие специалисты, в основном - руководители среднего звена, мотивированные на высокие достижения и хорошо понимающие, чего они хотят. И для нас сегодня важна нацелленность не столько на коммерческий успех программы, сколько на обеспечение удовлетворенности слушателей результатами обучения.
Поэтому, имея намерение увеличить число обучаемых, мы хотели бы сохранить численность слушателей в группах в пределах 15-17 человек, обеспечивая тем самым наилучний образовательный эффект.
На сегодня у нас было уже два выпуска МВА - всего 23 человека. Немного, но зато подготовка идет не конвейерным способом, а фактически по индивидуальным программам, преподаватели имеют возможность уделить достаточно внимания каждому ученику. В аудиториях царит дух дискуссии, это первый признак того, что идет активное освоение знаний, что все слушатели участвуют в работе.
Что касается учебного плана, то количество теоретических дисциплин несколько сокращается, взамен появляются новые курсы - корпоративное управление, управление проектами, управление изменениями, расширилась программа по финансовому менеджменту. Соответственно, меняется и логика прохождения программы: сперва идет изучение отдельных функциональных областей менеджмента, а затем - обобщающий курс стратегического менеджмента, завершающийся групповыми проектами стратегического развития компаний. Со второго года обучения предусмотрено чтение ряда курсов на английском языке, с учетом тренингов на это выделяется около 250 академических часов. Так, в этом учебном году хорошая профессиональная подготовка и знание английского языка позволили одному из наших слушателей продолжить обучение в США (университет штата Восточный Кентукки).
Осенью должен появиться и новый совместный проект с нашими партнерами из Университета Северной Айовы.
Мы стараемся максимально использовать возможности нашего головного университета, в частности - приглашаем самых авторитетных преподавателей из Москвы. В течение года у нас провели занятия такие специалисты, как профессор Валентин Кудров из Института Европы РАН, один из крупнейших экономистов-международников в стране профессор Леонид Ходов из Академии народного хозяйства, профессор Вадим Маршев из Московского государственного университета, и многие другие. Кстати говоря, со столицей у нас идет процесс `взаимного обмена` - сегодня там работает практически каждый пятый выпускник нашей бизнес-школы.
Подобрать для каждого курса человека, который был бы способен формулировать оригинальные бизнес-идеи и совместно со слушателями искать пути их реализации, непросто, но пока мы с этой задачей успешно справляемся. Об этом свидетельствуют результаты рейтинговых опросов, которые регулярно проводятся среди слушателей МВА: абсолютное большинство наших преподавателей заслуживает самых высоких оценок.
Еще одна из наших основных задач - максимально развить общение между слушателями бизнес-школы и выпускниками. Этому должен способствовать Санкт-Петербургский МВА-клуб Международного университета, который мы создали в конце прошлого года. Его учредителями стали около сорока слушателей и выпускников разных лет. Реализация намеченных клубом программ позволит рассчитывать на его численный рост и расширение контактов с другими аналогичными организациями.
А один из наиболее убедительных показателей того, что мы движемся в правильном направлении, это то, что каждый пятый из нынешних слушателей пришел к нам по рекомендации кого-либо из выпускников. |