Опрос, проведенный среди 300 учащихся и выпускников российских бизнес-школ, показал, что главными критериями при выборе программы МВА являются имя и репутация конкретного учебного заведения. На этот фактор в качестве определяющего указали 47% опрошенных.
На втором месте по значимости оказался преподавательский состав. Будущие мастера управления достаточно придирчиво изучают списки своих будущих педагогов: 42% участников исследования отметили, что для них крайне важно, у кого именно предстоит учиться.
Материальный критерий - третий: 39% опрошенных заявили, что при принятии решения серьезную роль сыграла стоимость обучения. Следом идет наличие у программы зарубежной аккредитации, на важность которой указали 34%, а вот возможность получить российский диплом государственного образца считают крайне необходимой 32% респондентов. Столько же слушателей МВА ценят возможность максимального выбора конкретных курсов, 31% - обращают особое внимание на своих будущих коллег по аудитории и отдают предпочтение той или иной бизнес-школе с учетом состава слушателей.
Далее критерии выбора распределились следующим образом: местоположение бизнес-школы и содержание программы имеют особое значение для выбора в 30% случаев, форма обучения - в 19%, а продолжительность - в 17%, наконец, возможность заниматься на иностранном языке особо привлекает 16% опрошенных, а перспектива получить западный диплом - 14%.
Среди прочих факторов внимание уделяется перспективам трудоустройства по окончании обучения, возможностям сочетать учебу с работой, проходить летнюю практику в зарубежной компании и продолжать обучение в данной школе с учетом уже пройденных курсов. Указывались также такие критерии, как соответствие программы текущей экономической ситуации в России, степени открытости и полноты предоставляемых материалов, сбалансированности теории и практики, наличие центра карьеры и системы гибкой оплаты, прежде всего - возможности оплаты обучения по частям.
На вопрос о том, какой результат ожидают получить выпускники и студенты программ МВА, 72% указали новые знания, 52% - систематизацию имеющихся знаний, 45,3% - полезные знакомства, 54,7% - развитие карьеры, 40% - увеличение дохода, 26,7% - возможность сменить сферу деятельности и столько же - возможность найти решение конкретных проблем бизнеса.
Любопытны и сведения об источниках информации о бизнес-школах: 87% обращаются за рекомендациями к друзьям и коллегам, 68% посещают выставки, и только 27,5% используют печатные издания. Правда, для масс-медиа не все так плохо, как может показаться на первый взгляд: Интернет-ресурсы использовали 100% бывших и нынешних слушателей МВА. |