В сентябре 2005 года в Петербурге пройдет международная конференция с участием Минприроды РФ `Переговорный процесс стран Северной Евразии по вопросам правоприменения, управления и торговли в лесном секторе` (Евроазиатский FLEG). Однако уже сейчас идет подготовка к ней
Всемирный союз охраны природы (МСОП) и Центр экспертиз ЭКОМ направили Президенту РФ и министрам лесного хозяйства стран Евро-Азиатского региона обращения участников гражданских слушаний по проблемам лесоуправления и противодействия незаконной заготовке древесины в России, которые прошли в Петербурге. Чтобы помочь представителям разных стран состыковать между собой внутреннее законодательство и начался международный переговорный процесс FLEG, в рамках которого по инициативе европейских потребителей древесины и целлюлозы выделен специальный раздел о контроле продаж для выявления на мировых рынках нелегитимной древесины - FLEGT.
По сути, план FLEGT - попытка предупредить криминализацию одной из крупнейших отраслей международной торговли. А стартовала подпрограмма в ЕС, потому что именно спрос со стороны развитых экономик порождает разветвленные криминальные цепочки. И в ЕС считают своим долгом поставить им заслон.
Первые предложения на эту тему в Федеральное агентство лесного хозяйства поступили из СЗФО от группы экспертов правительства Ленобласти, Конфедерации предприятий лесопромышленного комплекса Северо-Запада РФ, `Гуманитарно-политологического центра `Стратегия`, `СПб НИИ лесного хозяйства`, Лесотехнической академии, Гринпис и регионального представительства Фонда дикой природы (WWF). Аналогичные предложения позже поступят и из других округов Российской Федерации.
То, что именно на Северо-Западе так оперативно откликнулись на международную инициативу, не случайно. Ведь FLEGT напрямую затронет интересы не только лесозаготовителей, но и производителей продукции из дерева. Речь пойдет об уровне ее конкурентоспособности на рынке ЕС: предприятия не смогут поставлять туда свой товар напрямую по достойной цене, потому что прямой оптовый продавец должен будет продемонстрировать способность выдерживать не только уже существующие экологические стандарты, но и доказать полную `прозрачность` своих технологических цепочек от лесозаготовок до поставок готовой продукции.
Сейчас важно правильно сформулировать понятия, которыми в будущем воспользуются юристы. Иначе могут быть приняты такие определения, которые будут ущемлять национальные интересы РФ. Например, под незаконными могут подразумевать `экологически неустойчивые` рубки. А это значит, что в их число несложно записать так называемые оздоровительные заготовки, к которым в России начинают допускать арендаторов, вкладывающих средства в лесовосстановление.
Для снятия подобных недоразумений в механизме принятий решений по FLEGT предусмотрено учесть нужды `коренных народов, жителей лесных районов и местных сообществ`. И этим правом надо воспользоваться.
Нельзя сбрасывать со счетов, что план FLEGT дает возможность учесть проблемы, связанные с подписанным Россией Киотским протоколом. Речь идет об ощутимых потерях, которые несет страна от незаконного оборота древесины.
По оценкам экспертов Евросоюза, незаконными могут быть признаны более 10% от всего объема лесной торговли в мире. От этого бюджеты стран-производителей древесины ежегодно теряют около $15 млрд, и значительная часть этой суммы выпадает на долю России, которая располагает 22-23% лесов мира (870 млн га). Из 200 млн кубометров лесоматериалов, ежегодно импортируемых странами ЕС, 14,5% поступает из РФ.
В России присоединились к переговорному процессу в рамках FLEGT в феврале 2005 года. А подготовительная межправительственная конференция состоится в июне 2005-го в Москве. Параллельно официальным переговорам в России проводятся гражданские слушания по этим проблемам, итоги которых и подведут в Петербурге на международной конференции в сентябре.
Остается добавить, что если по программе FLEG проводить правильную политику, в России могут добиться от стран-потребителей леса преференций. Ведь в документах, инициированных в Европе, сказано о том, что мировому сообществу рекомендуется поощрять страны, где заботятся о создании систем эффективного лесопользования в зонах произрастания особо ценных пород деревьев (подобные средства наверняка будут выторговывать для себя в Скандинавских странах!).
А в случае невнимательного отношения к переговорам в России рискуют столкнуться с международными санкциями за то, что вовремя не были приняты меры по сохранению биологического разнообразия лесов.
Стоимость Мероприятий
по подпрограмме `Леса` (млрд руб.)
Мероприятие 2002-2005 2005-2010
гг. гг.
Лесоустройство 10,9 31,9
и лесовосстановление
Модернизация 1,5 4,4
и строительство
инфраструктуры
НИОКР 0,1 0,7
по воспроизводству
лесных ресурсов
Итого 12,5 36,9 |