Для подрядных строительных организаций 2005 год будет нелегким: им предстоит адаптироваться к изменившемуся законодательству. А пакет из 25 законов, принятых в 2004 году Государственной Думой РФ, далек от совершенства. Потому по осени депутаты обещали внести в них поправки
Сейчас готовят предложения с учетом мнений специалистов строительных организаций. В том числе инженеров-сметчиков. Об этом рассказал 15 марта вице-президент санкт-петербургского союза строительных компаний `Союзпетрострой` Лев Каплан на научно-практической конференции инженеров-сметчиков.
Переход на новую сметно-нормативную базу начался четыре года назад. Однако именно сейчас предстоят основные перемены. Развитие рынка доступного жилья, считает директор департамента строительства и ЖКХ Министерства регионального развития РФ Сергей Кругликов, невозможно без упорядочения ценообразования и сметного нормирования. От этого зависит эффективность реализации инвестиционно-строительных проектов и подрядной деятельности строительно-монтажных организаций.
Одна из проблем в том, что в РФ ценообразование построено на рекомендательных документах, а за рубежом его четко регламентируют специалисты саморегулируемых организаций. В России, как заметил президент Профессионального союза инженеров-сметчиков (ПСИС) Павел Горячкин, собираются идти аналогичным путем: эти функции возьмет на себя ПСИС.
Другая проблема - меняются технические регламенты. Теперь сметные статьи расходов в процессе строительства не должны корректировать. Изменяется порядок округления расходов. Федеральные единые расценки (основные показатели рассчитаны в 1984 году с последующими дополнениями и индексацией) должны использовать только в том случае, если нет подобных территориальных расценок. Ведь сметно-нормативная база зависит от места возведения объектов.
Правда, при постройке федеральных объектов можно использовать систему двухуровневых цен - на основе как федеральных, так и территориальных расценок: в первом случае получают базисные цены, которые потребуются заказчику для анализа затрат подрядчиков и контроля текущих расходов.
Однако фактические работы будут выполнять все равно по сметам с территориальными расценками. Такая система, разумеется, удорожает строительство. Потому в своем выступлении на конференции П. Горячкин настаивал на том, чтобы составление двухуровневых смет заказчик оплачивал дополнительно.
Остается добавить, что наработки петербургских специалистов в области нормативно-сметной документации в последнее время все чаще стали применять и в других регионах Федерации, и даже в тех странах СНГ, где тендеры на строительство объектов выигрывают петербургские организации. Дело в том, что такая система определения стоимости строительных работ позволяет сделать прозрачнее и понятнее для заказчика расходы на возведение зданий. |