Сейчас в мире 95% пушнины продают через аукционы, и российский пушной рынок движется в этом направлении. Аукцион наиболее точно учитывает рыночный спрос и предложение на пушнину и формирует справедливую цену на товар
Благодаря тому что аукционы обеспечивают благоприятный режим купли-продажи, продажа пушнины через них способствует развитию отрасли в целом - по итогам аукциона видно, как оценивает рынок качество заготовленной пушнины и, соответственно, эффективность работы каждого зверохозяйства.
Положительная динамика пушных аукционов в течение последних нескольких лет отмечается и в России, где проводят крупнейшие мировые пушные аукционы, организатором которых выступает ОАО `Внешнеэкономическое объединение `Союзпушнина`. В настоящее время годовые поставки пушнины на аукционы составляют 1,1 млн шкурок. В Петербурге аукционы проводят 4 раза в год.
В 2004-м в ОАО `ВО `Союзпушнина` увеличили объем продаж пушнины на аукционах, по сравнению с предыдущим годом, на 24% до $30 млн. Доля `Союзпушнины` из общей аукционной выручки составляет около 5,5%. В феврале объединение провело 165-й Международный пушной аукцион, на котором была выставлена одна из крупнейших за последние годы коллекция соболя, насчитывающая 170 тыс. шкурок баргузинского, енисейского, камчатского, якутского и амурского соболя. Эксперты `Союзпушнины` прогнозировали хорошие результаты продаж этого меха.
Существует много показателей, от которых зависит цена шкурки. Критериями отбора могут быть не только вид пушнины, но и сезон добычи, размер, наличие дефектов, цвет и его оттенки, множество других показателей. Имеет значение даже пол зверька. Так, например, средняя цена на шкурку норки составляет $22-24, а на шкурку `клеточного` соболя - $117, однако она может быть увеличена в несколько раз.
Кроме того, по мнению директора Санкт-Петербургского филиала ОАО `ВО `Союзпушнина` Владимира Старикова, сегодня в значительной степени цены на ту или иную пушнину диктует мода. Спрос, определяющий цену, диктуется потребностями рынка. Например, популярностью может пользоваться мех, который легче поддается окраске и обработке. Однако цены на дорогие меха мало изменяются, они и так высокие, и при пошиве изделий такую пушнину оставляют в оригинальном виде. Потому, например, шкурки соболя пользуются у участников аукционов постоянным успехом, и это при том, что цены на них достаточно высокие.
Но если учесть, что в последнее время в моду стали входить изделия из шкурок морских животных и внесезонные вещи, цены на соответствующий мех стали повышаться. Специалисты `Союзпушнины` отмечают снижение цен на шкурки песца и прекращение роста цен на норку.
Шкурки покупают после первичной обработки, затем отправляют на специализированные предприятия для выделки. Считается, что лучше всего выделывают их в Гонконге, а дороже всего обходится эта процедура на итальянских предприятиях: там обрабатывают шкурки для дальнейшего пошива эксклюзивных вещей.
По качеству выделки российский мех существенно уступает, поскольку пока мало кто из предпринимателей может позволить себе приобрести необходимое для этого дорогое оборудование.
По данным Российского пушно-мехового союза, емкость российского рынка потребления меховых изделий оценивается в $2,5 млрд и на 70% удовлетворяется за счет экспорта. Занимаются изготовлением меховой одежды в России 350-500 компаний. По производству пушнины Россия стоит на одном из первых мест в мире.
По данным за 2003 год, мировое производство норки (основы рынка `клеточной` пушнины) составило более 34,6 млн шкурок. Главный производитель норки - страны Скандинавии, доля которых в общемировом производстве составляет 45%.
Китайские производители обеспечивают около 14% рынка меха норки, США и Канада - 12%, Нидерланды и Германия - 10%. На мировом рынке производства шкурок норки Россия занимает 5-е место, ее доля составляет 8%. |