Хотя публичных скандалов, связанных с уходом с рынка того или иного негосударственного пенсионного фонда, Россия пока не знала, скрытая от глаз обывателя тенденция налицо: реальный вес в отрасли сосредотачивается в руках крупнейших игроков, абсолютное большинство которых так или иначе связано с лидерами национального бизнеса. НПФ, учрежденные финансовыми компаниями, отходят на второй план
Еще минувшим летом, когда стали очевидны первые итоги распределения пенсионных накоплений граждан, представители многих управляющих компаний начали в открытую говорить о бесперспективности дальнейшего участия в пенсионной реформе через собственные НПФ.
Суммы, которые граждане рискнули доверить негосударственным фондам, оказались ничтожно малы. В большинстве случаев доходы от управления ими даже при наилучшем повороте событий не покрыли бы и операционных расходов. Каких-либо перспектив в плане перемены народного предпочтения аналитики в ближайшем будущем не усматривали.
Исключение составляли разве что лидеры рынка, ведущие финансовые структуры, располагающие крупными денежными ресурсами. Они, признавая, что первые годы работы с пенсионными инвестициями будут заведомо убыточными, подчеркивали, что готовы нести эти расходы ради дальнейших прибылей: в том, что рано или поздно управление вкладами на старость станет весьма доходным, сомнений не высказывает никто.
Ждать этой поры, правда, придется долго. Большинство специалистов полагают, что почти триста НПФ, которые сегодня созданы в России (в том числе шестьдесят с лишним в системе обязательного пенсионного страхования), - это слишком много и число реальных игроков вскоре сожмется до 10-20. При снижении общего уровня доходности только крупные фонды смогут покрывать свои административные расходы и предоставлять качественные услуги.
Фондам, которые не могут рассчитывать на поддержку сильных учредителей или административный ресурс, остается надеяться на лучшие времена и просто на чудо, каким может стать значительный приток новых клиентов на пенсионный рынок.
В такой ситуации вполне очевидные преимущества получили корпоративные и отраслевые НПФ, которым с самого начала был обеспечен стартовый минимум клиентов в лице сотрудников материнской компании, ее ближайших партнеров либо группы так или иначе связанных между собой фирм.
Таких фондов на рынке - десятки. В принципе, если анализировать состав учредителей большинства известных российских НПФ, окажется, что большинство было создано вовсе не в расчете на случайного клиента, а под обслуживание конкретных предприятий и организаций, прежде всего - крупнейших нефтегазовых, металлургических, лесопромышленных компаний, а также финансовых структур и представительств транснациональных корпораций.
- Если в 2003 году лидирующая роль пенсионных структур работодателей выглядела не очень очевидно - большой энтузиазм был у так называемых рыночных управляющих компаний, к тому же не все работодатели активно включились в реформу, то 2004 год ярко продемонстрировал, что основными фигурами на пенсионном рынке будут корпоративные игроки, - рассказал руководитель корпоративной пенсионной системы межрегионального негосударственного `Большого пенсионного фонда` Алексей Гончаров.
Надо, впрочем, учитывать, что для большинства корпоративных НПФ работа с сотрудниками материнской компании - лишь стартовый этап, период младенчества, за которым неизбежно должна наступить зрелость - время работы на открытом рынке с привлеченными клиентами.
В то же время, выходя с корпоративными программами на открытый рынок, все пенсионные фонды сталкиваются с очевидной инерцией потенциальных клиентов. Причины чаще всего в том, что предприниматели элементарно не понимают, о чем идет речь.
- Предлагая свои услуги потенциальным корпоративным клиентам, наш фонд сталкивается с проблемой непонимания системы негосударственного пенсионного обеспечения в целом, - отметила заместитель исполнительного директора НПФ `Негосударственный пенсионный фонд оборонно-промышленного комплекса` (НПФ ОПК) Ольга Сойгина. - Зачастую руководители считают, что корпоративная пенсионная программа - это всего лишь дополнительная финансовая нагрузка на предприятие. А ведь именно корпоративная пенсионная программа может быть не просто составляющей частью социального пакета в системе оплаты труда, но и действенным помощником руководителя в управлении коллективом. НПФ ОПК предлагает такие программы, которые при небольших затратах (около 1% от общего фонда оплаты труда), дают полноценный эффект уже в первый год реализации корпоративной пенсионной программы. При этом универсальной пенсионной программы, по нашему мнению, не существует. НПФ ОПК разрабатывает для клиентов индивидуальные корпоративные пенсионные программы, которые учитывают особенности каждой организации.
В неофициальных разговорах сотрудники многих пенсионных фондов отмечают, что эксперименты в сфере пенсионных накоплений топ-менеджеры предпочитают ставить над собой - отсюда повышенный спрос на так называемые `VIP-пенсионные программы`, ориентированные на руководителей. Рядовые же сотрудники могут надеяться на массовое распространение корпоративных пенсионных программ в неопределенном будущем. |