В Петербурге на прошлой неделе побывал экс-министр культуры, а ныне руководитель ФАКК Михаил Швыдкой. После встречи с губернатором и представителями деловых кругов северной столицы, на которой обсуждали планы строительства и реконструкции исторических памятников, Михаил Швыдкой рассказал об этих планах журналистам.
Он обратил внимание на то, что в прессе часто муссировали мнение, что мол пройдет 300-летие города - и финансирование культурных программ свернут. `Это не так, более того, если в 2004 году в Северо-Западном федеральном округе было освоено около 700 млн руб. и 80% из них направили на поддержку памятников в Петербурге, то в 2005-м только на петербургские проекты из федерального бюджета выделят почти 1,5 млрд руб.`, - сообщил М. Швыдкой. Правда, тут же оговорился, что пока эту сумму не утвердила Госдума РФ.
На что же пойдут эти средства? Прежде всего - на реконструкцию Летнего сада, Александринского театра, которому в 2006 году исполнится 250 лет, на строительство второй очереди фондохранилища Эрмитажа и второй очереди Российской Национальной библиотеки. Эрмитажный проект г-н Швыдкой назвал глобальным проектом XXI века.
Что касается двух других, не менее глобальных для города - реконструкции Мариинского театра и Этнографического музея, то вторую сцену Мариинки строить будут, причем обещают сдать городу в 2009 году, а вот по поводу строительства в Михайловском саду еще не все прояснилось. Однако, как заметил руководитель федерального агентства, у Этнографического музея очень много проблем и надо что-то начинать делать. Скорее всего, строить здание музея в Михайловском саду все-таки будут, невзирая на протесты петербуржцев. `Слишком много неиспользуемой территории в центре города`, - пояснил Михаил Швыдкой.
Со второй сценой Мариинки никаких проблем нет. То есть проблемы были: господин Перро, победитель конкурса на лучший проект второй сцены прославленного театра, долго не регистрировал предприятие в России. А по закону иностранный участник должен платить налоги в той стране, где работает. Тем более что проект этот - дорогой, из федерального бюджета на него планируют выделить 220 млн евро.
Пока Доминик Перро думал и решал, был объявлен повторный конкурс на лучший проект для Мариинки. И это подстегнуло архитектора. Михаил Швыдкой с удовлетворением сообщил, что предприятие `Доминик Перро - Россия` уже зарегистрировано и нет никаких препятствий для начала строительства.
На вопрос, каков будет эффект от вложенных немалых бюджетных средств, Михаил Швыдкой ответил: `В будущем театр обязательно вернет их городу, ведь приедут туристы, они заплатят...`
Когда это произойдет и кто проводил расчеты, осталось неясным. Так же, как и объяснение, почему именно этот проект был выбран в качестве приоритетного для города, где большинство памятников архитектуры находятся в плачевном состоянии. Да и почему федеральные деньги направлены на реализацию коммерческого проекта, способного в первую очередь принести доход не городу, а конкретной коммерческой структуре?
Однозначна позиция Михаила Швыдкого и по приватизации памятников архитектуры. Бывший министр культуры считает, что приватизировать их надо. Конечно, пока нет многих подзаконных актов, которые бы регламентировали этот процесс, но они будут, обязательно будут, как пообещал он.
Очевидно, рыночный подход к культурным ценностям Петербурга все-таки возобладал: прежде всего они должны приносить прибыль. Вопрос только: кому? |